Подростковый период – это обострение кризиса отношений взрослых и детей, который проявляется на таких полях взаимодействия, как «подросток – подросток» и «подросток – взрослый». Поскольку в роли взрослых выступают учителя и родители, с которыми чаще всего возникают конфликты, то и конфликтное взаимодействие происходит в трех взаимосвязанных системах: «подросток – родители», «подросток – учителя» и «подросток – подросток».
Общение подростков со сверстниками – особая сфера их жизни. Конфликтные отношения подростков между собой основываются на борьбе за лидерство. Основными факторами конфликтного поведения выступают уровень притязаний, самооценка и статус.
Отношения подростков и педагогов сопровождаются конфликтами деятельности, отношений и поведения. Педагогические конфликты имеют особенности, связанные со спецификой учебной деятельности, отличиями в статусе и возрасте сторон. Конструктивное поведение учителя в конфликте предусматривают верное определение своей позиции, опору на отношения с родителями, использование влияния класса и педагогического коллектива, уважение к личности подростка, использование рекомендаций по оптимизации взаимодействия с учеником.
Конфликты подростков и родителей обусловлены деструктивностью внутрисемейных отношений, недостатками в воспитании, индивидуально-психологическими изменениями в психическом развитии подростков и индивидуальными особенностями самих взрослых. Конфликтное поведение подростков возникает тогда, когда не учитываются индивидуальные особенности, возрастные изменения в психике, когда не меняются форма и содержание общения взрослых.
В качестве еще одной основы конфликтности выступает неадекватность сформировавшихся представлений о других, завышенная самооценка, которая не отвечает реальным возможностям человека, тенденция к самоутверждению за счет других.
Конфликтность предусматривает определенный уровень психической напряженности, который связан с уровнем психологической устойчивости человека. Психически стойкие и психически нестойкие люди в сложных ситуациях ведут себя по-разному. У психически неустойчивых подростков отсутствуют эффективные способы преодоления преград, поэтому иногда наблюдается явление самоиндукции негативного эмоционального напряжения: дезорганизованное поведение усиливает стрессовое состояние, которое еще больше дезорганизует поведение, что ведет к возникновению «волны дезорганизации».
О конфликтах, способах их предотвращения, о стратегиях поведения в конфликте и последствиях конфликта говорили учащиеся МКОУ «Редькинская СОШ» с педагогом-психологом государственного бюджетного учреждения Калужской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга» Наталией Смирновой в ходе психологического лектория «Профилактика буллинга» и психологического тренинга «Конфликты и пути их решения».
Учащиеся давали определение понятию «конфликт», рассуждали, что может стать причиной конфликта, вместе с педагогом-психологом учились определять плюсы и минусы каждой стратегии поведения в конфликте – соревнования, компромисса, избегания, приспособления и сотрудничества, а также обсуждали, к чему может привести затяжной или однократный конфликт и как конфликт связан с таким сложным явлением, как буллинг. Поскольку тема лектория и тренинга была интересна и актуальна для всех учащихся, то и все обсуждения проходили бурно, ярко, громко. В стороне не остался ни один подросток. Каждый высказывал свою точку зрения, старался ее аргументировать, прислушивался к мнению других, соглашался с ним или же отстаивал свою.
Для того чтобы закрепить знания детей о конфликте и стратегиях поведения в конфликте, а также о способах избежать конфликтных ситуаций, педагог-психолог предложил ребятам разбиться на несколько групп. Каждой группе было дано задание разрешить конфликтную ситуацию наилучшим образом, то есть так, чтобы решение устраивало все стороны конфликта. Поскольку все ситуации были взяты из жизни подростков в школе и дома, то и заинтересованность мальчишек и девчонок была высока. Несмотря на то, что мнение по той или иной ситуации высказывал каждый участник тренинговой группы, но решение принималось все же сообща. Не всегда это было просто, но всегда интересно и весело.
И, чтобы понять, какую же стратегию собственного поведения в конфликтной ситуации выбрал каждый подросток, ребятам было предложено пройти экспресс-диагностику по методике Томаса-Килманна на выявление ведущего поведения в конфликтной ситуации (в адаптации Н.В. Гришиной). Данная методика предназначена для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявления определенных стилей разрешения конфликтной ситуации. Результаты психодиагностики кого-то из ребят порадовал, кого-то вдохновил а кому-то дал повод задуматься.
Итогом занятия стал совместный просмотр и обсуждение просмотр просветительских видеороликов «Межличностные конфликты» и «Жертва буллинга».
Хочется верить, что данное мероприятие не оставит подростков равнодушными, а заставит пересмотреть свои взгляды и стать немного внимательнее к своим друзьям и родным, научить быть терпимее и добрее.
Наталия Смирнова,
педагог-психолог.
3 февраля 2021 года специалисты ГБУ КО СРЦН «Радуга» организовали для учащихся МКОУ «Жилетовская СОШ» развлекательно-игровую программу «Зимние забавы».
Мероприятие проводилось с целью создания атмосферы веселья, доброжелательности, потребности коллективного общения, дружеского состязания и удовольствия, формирования потребности в здоровом образе жизни у детей через игровые упражнения.
В программе принимали участие начальные классы. Ребята боролись за каждый правильный ответ и победу в соревнованиях, чтобы их класс победил. Игры были наполнены самыми разными конкурсами: отгадывание загадок, аукцион новогодних развлечений и многое другое. От этапа к этапу участие становилось все интересней, поскольку каждое очко могло быть решающим — команды шли вровень, на каждом уровне то опережая, то уступая друг другу. Охваченные азартом, ребята громко поддерживали своих участников. Этот день детям подарил искренние эмоции, переживания, старания в стремлении к победе. А еще — радость, ведь проигравших зимних забавах не оказалось! Подводя итог соревнований, пришли к единогласному решению, что победила дружба. И, конечно, не обошлось без сюрприза: организаторы мероприятия, специалисты Центра «Радуга», приготовили для детей сладкие призы и сувениры.
О.М.Трихина, педагог дополнительного образования
03.02.2021 г.
Традиционно в преддверии Нового года ГБУ КО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга» проводит ежегодную благотворительную акцию «Новый год - каждому ребенку». Акция направлена на помощь и поддержку детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Именно такие детишки особенно нуждаются в нашей заботе и положительных эмоциях! Пусть у каждого ребенка в этот чудесный, волшебный праздник будет сказочное настроение и счастливая улыбка!
В рамках данной акции для воспитанников отделений учреждения организована работа Почты Деда Мороза. Согласно правилам акции, дети пишут письма Деду Морозу, где указывают свои мечты. Организации и спонсоры откликаются на призывы Центра помочь детям из нуждающихся семей поверить в чудеса под Новый год.
Благодаря добрым, отзывчивым сердцам порядка 460 детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, получили долгожданный подарок от Деда Мороза, в том числе сладкие подарки.
Вручение подарков прошло на новогодних представлениях в учреждении «В гостях у Деда Мороза», «Гринч – похититель Нового года», «Новогоднее приключение», организованных сотрудниками отделений Центра «Радуга», с конкурсами, танцами и сказочными героями, которые подарили детишкам море радости и улыбок.
Новый год – это время красивой, доброй сказки. Дети в эту прекрасную пору, как никогда, хотят верить в добро и сказочных волшебников, которые могут осуществить все их заветные желания. Каждый ребенок мечтает получить подарок к Новому году и испытать чувство новогоднего волшебства.
Администрация ГБУ КО СРЦН «Радуга» благодарит за помощь в проведении новогодней акции организации и частныепредприятия:генерального директораООО «Первый завод» Устенко П.А., ООО «НимКомТранс», ООО «Стройснабсырье», ООО «Гарант», Управление федеральной налоговой службы по Калужской области, депутата Законодательного Собрания Калужской области Дмитрикова М.Г., ООО «ДжииРус»,депутата Законодательного Собрания Калужской области Кондюрина С.Е.,депутата Законодательного Собрания Калужской области Козлова А.В., генерального директора ОАО «Кондровский хлебокомбинат» Катеринчук А.Ф., ИП Сидорова С.Г., ИП «Мицкевич И.В., Ординарцевых Кристину и Вадима, Рыжова Р.В., ООО «ТД Артем», ООО «Вика»), Янковски М., генерального директора ООО «Фельс - известь», Шарифова Р.С., генерального директора ООО «Форбо – Калуга», Кадомцеву М.Г., генеральный директор ЗАО «Фильтр», коллективу аптеки «Здесь аптека», болельщикам Московского клуба «Торпедо».
Алешина Л.В., заместитель директора
15.01.2021 года специалист по социальной работе Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Радуга» провела профилактический лекторий на тему: «Комендантский час для несовершеннолетних» на базе МКОУ «Бегичевская основная общеобразовательная школа» среди учащихся 5-9 классов.
Задача лектория - разъяснить ответственность за нахождение несовершеннолетних в общественных местах в ночное время. Тема для ребят оказался актуальной и интересной. Подростки узнали до какого времени они могут находиться на улице в вечернее время.
Также очень важно знать, что с 1 апреля по 30 сентября несовершеннолетним запрещено после 23.00 находиться на улице. А с 1 октября по 31 марта время меняется и уже после 22.00 наступает комендантский час и несовершеннолетние должны находить дома. Ребята были информированы о том, какие последствия могут быть, если подросток оказывается на улице в позднее время и алгоритм работы профилактических служб.
Лекторий получился познавательным и бурно обсуждаемым, ведь тема актуальная. Несовершеннолетние закрепили и получили новые знания о комендантском часе и хотелось бы надеяться, что они прислушаются и воспользуются изложенной специалистами Центра информацией.
А.В.Пакс, специалист по социальной работе
15.01.2021 г.
Новый год является временем радостной сказки, как для детей, так и для взрослых. Однако больше всего атмосфера волшебства и праздника восхищает детей, поэтому Дед Мороз со своей прекрасной Снегурочкой, сверкающие разноцветные гирлянды и украшенная елочка, всегда приносят детям ощущение настоящего чуда.
24.12.2020 на базе отделения профилактики детского и семейного неблагополучия п. Товарково прошло Новогоднее представление для детей, посещающих программу «Хочу все знать». Ребятишки играли, пели, водили хороводы, танцевали для Деда Мороза, творили волшебство. А в конце праздника каждый из них получил от Деда Мороза подарок.
Новый год приближается, и мы все ждем и готовимся к чудесам!Дети очень любят украшать елки, свой дом, вырезать снежинки на окна.
Мастер- класс по изготовлению объемной новогодней снежинки проводился с детьми в возрасте от 5 до 7 лет, посещающими комплексные программы Центра «Радуга». Мастер-класс включал в себя не только изготовление самой снежинки, но и разгадывание загадок, просмотр мультипликационного фильма «Растаявшая снежинка».
При изготовлении снежинки дети получили навыки складывания и вырезания деталей снежинки из бумаги, склеивания двух частей снежинки попарно наклеивая ее лучики. Дети порадовали своих родителей красивыми снежинками, сделанными своими руками.
Педагог дополнительного образования,
Трихина О.М
Новый год – самый любимый, добрый, сказочный праздник, который ждут в каждом доме, в каждой семье. Но никто, так искренне не ждет Новогоднего чуда, волшебных превращений и приключений, как наши дети.
24 декабря в рамках акции «Новый год – каждому ребенку», на базе отделения профилактики детского и семейного неблагополучия г. Кондрово, для участников, посещающих программу социализации детей дошкольного возраста «Любознайки» и комплексную программу развития детей раннего возраста «Карапузики» было организовано и проведено праздничное мероприятие под названием «Новый год у ворот!».
Дети пришли на праздник нарядные, веселые, в предвкушении праздника. С появлением Деда Мороза и Снегурочки начался настоящий праздник с играми, танцами и хороводами. После игровой программы дети читали стихи Дедушке Морозу и получали новогодние подарки. Во время мероприятия царила атмосфера праздника, волшебства, чувствовался позитивный эмоциональный настрой воспитанников и их родителей.
Коллектив учреждения выражает искреннюю благодарность и признательность за чуткое отношение к детям и оказанную благотворительную помощь в приобретении новогодних подарков: депутату Законодательного Собрания Калужской области Козлову Александру Владимировичу, генеральному директору ОАО «Кондровский хлебокомбинат» Катеринчуку Андрею Филипповичу.
Поздравляем с наступающим Новым годом !
Желаем Вам крепкого здоровья, личного счастья и осуществления задуманного. Пусть удача сопутствует всем Вашим добрым начинаниям!
Прохорова Т.В., педагог дополнительного образования
Прокуратурой Дзержинского района в рамках празднования дня Конституции Российской Федерации среди воспитанников ГКУ КО «Полотняной-Заводской детский дом-интернат для умственно отсталых детей» и ГБУ КО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга» организован конкурс на тему «День конституции Российской Федерации!»
Целью конкурса является воспитание уважения к закону, праву на основе изучения положений Конституции Российской Федерации,
формирование уважения к заложенным в Конституции Российской Федерации базовым общечеловеческим и российским ценностям, основам построения правового государства.
Участники конкурса награждены почетной грамотой прокурора Дзержинского района и сладким подарком.