Отличительной особенностью несовершеннолетних с отклоняющимся поведением и/или имеющих проблемы с обучением является низкий уровень мотивации достижения и низкий познавательный интерес. Вследствие этого подростки не могут и не хотят учиться чему-либо, не стремятся получить новые знания и умения.
Для того чтобы научить таких детей и подростков приемлемым способам отреагирования окружающей действительности, развитии конструктивных навыков общении, выработки приемлемых способов снятия физического и эмоционального напряжения, в Государственном бюджетном учреждении «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга» проводятся занятия (тренинги, беседы, деловые игры). Подростки учатся выполнять задания не только самостоятельно, но и в команде своих сотоварищей, учатся договариваться друг с другом, выстраивать единую линию поведения даже при изначально различных точках зрения. В ходе занятий активно обсуждаются такие жизненно важные и принципиальные вопросы, как отношение к алкоголю, табачным изделиям, наркотикам и ПАВам. В ходе деловых игр ребята проигрывают реально возможные ситуации из жизни, самостоятельно моделируя конструктивный финал той или иной истории. Вместе с педагогом-психологом они обсуждают, что такое внутренний мир каждого человека, какие эмоции испытывают люди в той или иной ситуации, как можно и нужно управлять своим эмоциональным состоянием. И, что немаловажно, отрабатываются навыки отреагирования гнева, раздражения и других негативных эмоций.
Кроме этого проводятся всевозможные лектории, дискуссии, беседы с элементами тренинга, направленные на правовое просвещение несовершеннолетних. В ходе таких мероприятий детям рассказывают не только об их правах, напоминая, что в случае нарушения таковых они могут обращаться за помощью по номеру Всероссийского детского телефона доверия, но и обращая внимание на то, что они (подростки) несут ответственность за свои дела, слова и поступки.
Также несовершеннолетним в доступной и понятной для них форме разъясняются правила поведения в социальных сетях, правилах общения, особенно с незнакомыми и малознакомыми людьми, а также основы безопасности в сети Интернет, как уберечь себя и своих близких от посторонних лиц их негативного влияния.
В рамках вышеуказанных лекториев среди учащихся общеобразовательных учреждений проводится анкетирование по правовой тематике.
С целью укрепления авторитета родителей среди подрастающего поколения, укрепления детско-родительских отношений для учащихся проводятся лектории с элементами дискуссии и тренинга на темы «Вежливое отношение к родителям», «Формирование положительного образа будущего материнства». На протяжении лектория юноши и девушки не только смотрят просветительские видеоролики, но и обсуждают увиденное, высказывал свою точку зрения на роль отцовства и материнства, а также проигрывают ситуации из жизни, в ходе которых нужно было найти оптимальное и конструктивное решение конфликта.
Кроме этого, педагогом-психологом применяется такая инновационная и достаточно эффективная методика разрешения споров и конфликтов, как медиация.
Понимая актуальность и важность такой темы, как профилактика наркомании и употребления ПАВ, токсикомании, особенно среди подростков с девиантным и делинквентным поведением, для несовершеннолетних проводятся лектории с элементами тренинга на тему «Я выбираю жизнь», направленные на формирование навыков здорового образа жизни, отработку конструктивных поведенческих реакций, развитие представлений о собственных возможностях. В ходе данного лектория используется ролевая игра «Выбор за тобой» с проигрыванием потенциально возможных ситуаций из жизни.
Также в рамках психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, на базе Государственного бюджетного учреждения «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга» был организован и проведен цикл занятий, объединенные в тематические модули.
Один из модулей назывался «Я – это Я», каждое занятие в рамках которого носило свое название и имело собственные цели. Ролевая игра «Пьедестал и лобное место», тренинг «Вселенная моего Я», а также консультации на темы «Клон», «Многогранный образ моего Я», «Две мои субличности» - все эти занятия вызывали живой интерес у подростков и проходили шумно, активно и очень весело. Главной целью модуля было развитие самосознавания, развитие уверенности в себе, своих потребностей, реакций, принятие себя, позитивного самоотношения, а также обучение методам разрешения внутренних конфликтов.
Целью модуля «Окна» была коррекция личностных установок несовершеннолетних, их социальных позиций, отработка моделей взаимодействия с окружением, обучение построению конструктивных партнерских взаимоотношений, развитие у подростков чувства ответственности за свои слова и поступки.
Особый успех имела у подростков интерактивная игра «Перестановки», в ходе которой они в метафорической форме учились строить свои взаимоотношения друг с другом, с близкими людьми, понимать, что они теряют, а что приобретают в ходе этого.
В ходе диспута «Жертва и ответственность» несовершеннолетние вместе с педагогом-психологом обсуждали такие понятия, как «позиция жертвы», «позиция ответственности», подростки обучались навыку отличать их друг от друга.
Беседа с элементами тренинга «Сказка о…» стала занятием, на котором мальчишки и девчонки в метафорической форме программировали свою активную ответственную жизненную позицию.
Основной целью модуля «В поисках затерянного мира» было развитие толерантности в отношении разнообразных свойств и проявлений у окружающих людей; определение границ толерантности (насилие, наркотики, дискриминация); обучение эффективной коммуникации, мотивации и неагрессивной защиты.
Лекторий «Типология людей» помог несовершеннолетним определить собственную типологическую структуру, понять свои сильные и слабые стороны, научил использовать их в общении с другими людьми.
А в ходе игры-практикума «Типология в конфликте» несовершеннолетние на практике отрабатывали те знания, которые получили на предыдущей лекции, учились учитывать типологические особенности поведения при взаимодействии друг с другом.
Консультирование на темы «Трудная ситуация» и «Комплимент и поддержка» помогло подросткам закрепить полученные знания и умения, отработать навыки ассертивного противостояния негативному давлению, а также учились умению поддерживать человека различать комплимент, похвалу и поддержку.
Три занятия модуля «Суд присяжных» с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом, и подростками из их социального окружения вызвали активный интерес у самих подростков. Основная цель модуля: практическое ознакомление с нормами уголовной, гражданской, административной ответственности при совершении правонарушений различной тяжести, в том числе хулиганства, разбоя, воровства, грабежа, насилия (физического и сексуального), употребления, хранения, торговли и распространения наркотиков и других форм противоправного поведения.
Групповая дискуссия «Для чего нужны законы?» помогла юношам и девушкам осознать важность всех существующих законов, их целесообразность и необратимость наступления ответственности за их преступление.
Интерактивная игра «Чужое добро…», как обычно, имела успех и вызывала живой интерес у подростков, поскольку в игре использовалась различная атрибутика (например, суда), что чрезвычайно привлекает несовершеннолетних. Цель игры состояла в знакомстве с юридическими понятиями «хищение», «грабеж», «угон», «вымогательство» и др., юридической ответственностью за эти действия и проигрыванию различных ситуаций.
На лектории по теме «Опасное безумие кайфа» педагог-психолог ГБУ КО СРЦН «Радуга» познакомила несовершеннолетних с правовыми нормами и ответственностью за хранение, употребление и сбыт наркотиков и психотропных веществ.
Основной целью модуля «Цивилизация» было развитие социальной активности подростков.
Деловая игра с одноименным названием («Цивилизация») традиционно была яркой, шумной и интересной. Ее цель: стимуляция опыта социальной адаптации подростков. Мальчишки и девчонки упражнялись в умении сосуществовать рядом друг с другом, применять на практике все свои полученные знания и умения, выстраивать новые прочные взаимоотношения в различных жизненных обстоятельствах (стихийные бедствия, кражи, восстания и т.п.).
Дискуссия на тему «Я имею право! Я имею право?» стимулировала у подростков умение думать и рассуждать не только о своих правах, но и о степени ответственности за свои слова и действия, умении принимать ответственность и нести ее.
А консультирование, завершающее данный модуль, на темы «Права несовершеннолетних» и «Не баловство, а преступление» расставило акценты в правовом просвещении юношей и девушек.
Целью занятий модуля «Сталкер» было развитие навыков социального ориентирования несовершеннолетних в жестких ситуационных обстоятельствах.
Деловая игра «Территория выбора» потребовала от подростков навыков принятия решений в трудной жизненной ситуации, умения анализировать мотивы своего и чужого поведения, а также принимать ответственность за последствия игровых ситуаций.
В ходе тренинга «Сталкер» педагог-психолог старалась сформировать у мальчишек и девчонок модели безопасного поведения в ситуации внезапной опасности, учила сохранять самообладание, анализировать свои личностные и характерологические особенности, которые помогли или помешали в той или иной ситуации.
Завершила модуль беседа с элементами тренинга «Форпост». Несовершеннолетние вместе с педагогом-психологом рассуждали на темы умения взаимодействовать в группе в команде, о том, какими качествами и умениями должен обладать лидер, а также упражнялись в применении своих собственных лидерских качеств в ходе заданных ситуативных упражнений.
Также в рамках психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, и/или имеющим проблемы с обучением, осуществлялся патронаж семей данной категории. В ходе патронажа проводятся профилактические и просветительские беседы на такие темы, как «Психологическое здоровье – это ….», «Умей сказать «Нет!», «Я и мои друзья» и др., проводится психолого-педагогическое консультирование родителей несовершеннолетних.
С целью профориентационной деятельности среди несовершеннолетних для подростков, состоящих на разных видах профилактического учета, и несовершеннолетних из социального окружения проводятся лектории на тему «Все работы хороши, выбирай на вкус!», в ходе которых педагог-психолог рассказывает мальчишкам и девчонкам о том, какие профессии наиболее актуальны в настоящее время, наиболее востребованы на рынке труда, о том, какие типичные ошибки допускают дети и их родители при выборе будущей профессии. Кроме этого, проводится диагностическое обследование несовершеннолетних с помощью теста Дж. Голланда на определение профессионального типа личности.
Наталия Смирнова,
педагог-психолог ГБУ КО СРЦН «Радуга»
В День защиты детей рассказываем, как защитить детей от буллинга.
Слово «буллинг» стало мелькать в СМИ не так давно. Хотя само явление далеко не ново. Травля встречалась среди детей и подростков в разные годы. Агрессивное и подчас жестокое поведение детей становилось предметом размышлений писателей и кинематографистов. Достаточно вспомнить «Заводной апельсин» Берджесса, «Повелителя мух» Голдинга или хорошо знакомый российскому зрителю фильм «Чучело».
По разным данным, с травлей и издевательствами сталкивались от 36 до 51% школьников. Самой распространенной формой издевательств были оскорбления — 77%. В 61% случаев агрессия принимала форму унижения, в 24% — физического насилия, в 11% случаев издевательства записывались на видеокамеру, а 25% ситуаций травли происходили в интернете.
Кто вообще может стать жертвой травли?
Чаще всего подвергается буллингу тот, кто чем-то отличается от большинства: физически (другой цвет кожи, разрез глаз, комплекция), необычной манерой одеваться, отсутствием модной одежды или гаджетов, тот, кто мыслит слишком самостоятельно. Поводом начать травлю может стать даже неполная семья. Часто страдают замкнутые дети, у которых мало друзей, домашние дети, которые не умеют общаться в коллективе, и вообще все, чье поведение не похоже на поведение обидчика.
Исправлять какие-то особенности ребенка не нужно. Это будет воспринято обидчиками как признак слабости и низкой самооценки, а значит, только докажет, что их действия на что-то влияют. Кроме того, при желании можно докопаться до любого человека, потому что каждый из нас отличается от других.
Как узнать, что ребенок подвергается травле?
В идеале, конечно, лучше узнать об этом от своего ребенка. Для этого нужны доверительные отношения, чтобы ребенок чувствовал ваш искренний интерес не только к его оценкам, но и к его чувствам и ощущениям. На шаблонные вопросы «Как дела в школе?» и «Тебя там никто не обижает?» ребенок вряд ли ответит искренне. Спрашивайте, с кем ребенок сидит вместе, играл ли он с кем-то в школе, интересно ли ему на уроках и в школе вообще, нравится ли ему его класс. Эти вопросы помогут ребенку понять, что вы интересуетесь искренне тем, что его волнует.
Если нет отношений, при которых школьник может, не стесняясь, не опасаясь резких комментариев, истерик и слез, фразы «сам виноват», рассказать вам то, что его беспокоит, есть несколько признаков, по которым можно заподозрить буллинг:
Чем опасна травля и почему необходимо вмешательство взрослых?
Во-первых, травля может перейти в форму физического насилия, то есть приводить к травмам. Вторую опасность заметить сложнее, но она не менее серьезна. Это тяжелое эмоциональное состояние, которое может привести к очень трагичным последствия, и психологическая травма. У объекта буллинга формируются комплексы. Ребенок начинает верить, что заслужил плохое отношение к себе, думать, что причина происходящего — в нем. Травля формирует тревожные расстройства, фобии, депрессии, чувство одиночества.
Травля мешает учиться, ребенку не до занятий: ему бы в школе выжить.
Те, кто прошел через неприятие коллектива, помнят об этом всю жизнь. Обернется ли травля походами к психологу и проблемами с коммуникацией во взрослом возрасте — во многом зависит от правильного поведения взрослых. Если учителя школы не смогли сразу пресечь буллинг в коллективе, значит, необходимо вмешательство родителей.
Как вести себя родителям?
В какой-то момент обидчики действительно могут отстать, но не факт, что к этому времени от самооценки и самоуважения что-то останется. Поэтому в ситуацию требуется вмешательство взрослых.
В разговоре с ребенком объясните, что его вины в этом нет, а методы нападения и насилия выбирают только слабые люди.
В советах одной мамы, которая пресекла буллинг в отношении своего сына, Натальи Цимбаленко описано, как подготовиться к защите ребенка, в том числе в суде:
Как поддержать ребенка?
Что делать, если агрессором выступает ваш ребенок?
Во-первых, подумайте, не стало ли ваше поведение моделью, которую ребенок просто воспроизводит.
Если у вас нет привычки шлепать ребенка за провинности, вы не высказываетесь негативно о его учителях и одноклассниках, не оскорбляете официанта или таксиста за оплошность, возможно, ребенок ведет себя так, попав под влияние своих друзей.
Также некоторые исследования показывают, что подростки могут стать более агрессивными, играя в жестокие компьютерные игры. Хотя эта тема является противоречивой, родителям надо следить за объемом материалов с жестокостями, к которым обращается ребенок через телевизор, кино или игры.
Родителям эмоциональных, склонных к злости и ярости детей очень важно научиться принимать их в состоянии агрессии, злости, ярости.
Важно признать, что это чувство существует. «Ты злишься. Что вызывает у тебя нетерпение и злость? Как я могу тебе помочь?» — называя чувства своими именами, вы поможете подростку понять, что с ним происходит, что он переживает.
Какие признаки помогают понять, что ваш ребенок может быть хулиганом?
Как найти единомышленников в борьбе с буллингом?
Проблему буллинга не нужно замалчивать ни в отдельно взятом классе или школе, ни в обществе в целом. Внимание общественности очень важно в решении таких вопросов.
Обращайтесь к администрации учебного заведения, к психологам, друзьям – всем тем, кто может оказать вам посильную помощь и поддержку.
Если вам нужна консультация или помощь, мы ждем вас по адресу:
Калужская область,
Дзержинский район,
д. Жилетово, д. 8 а.
Тел. 8(48434) 4-29-68
Наш сайт: срц-радуга.рф
Вы можете написать письмо:e-mail: srcn-raduga@mail.ru
Наталия Смирнова,
педагог-психолог ГБУ КО СРЦН «Радуга».
Выделяя профилактической работе с несовершеннолетними одно из приоритетных направлений в своей работе, специалисты Государственного бюджетного учреждения Калужской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга» регулярно выезжают в образовательные учреждения МР «Дзержинский район».
В рамках муниципального проекта «Фарватер» в МКОУ «Карцовская ООШ» состоялось заседание клуба творчества для подростков «Бригантина».
Основными целями работы клуба творчества «Бригантина» является создание благоприятных условий для развития творческих способностей несовершеннолетних, организации их культурного досуга, вовлечения их в общественную жизнь.
Педагог-психолог Н.А.Смирнова и педагог дополнительного образования О.М.Трихина провели для ребят комплексное занятие, включающее в себя и беседу, и мини-лекторий с элементами дискуссии, и тренинг, и творческие задания.
Специалисты ГБУ КО СРЦН «Радуга» предложили подросткам для обсуждения такую злободневную тему, как школьный буллинг, как его избежать и как помочь тем, кто стал объектом для насмешек в классе, школе, дворе и т.п.
Мальчишки и девчонки учились анализировать свои поступки, предугадывать реакцию своих одноклассников и родителей, корректировать свое поведение, при этом проявляя свои творческие способности.
Занятие было шумным, увлекательным и познавательным. В обсуждение были вовлечены не только учащиеся, но и учителям хотелось отвечать на вопросы специалистов Центра «Радуга», давать свои ответы и комментарии.
Одно их творческих заданий – сочинение монолога от имени вещи или животного – помогло ребятам актуализировать собственные интересы, потребности и вместе с тем воспитывало в них умение сопереживать другим, чувствовать других, проявлять эмпатию.
Завершая мероприятие показом просветительских видеороликов, Наталия Александровна и Ольга Михайловна, пожелали ребятам оставаться такими же веселыми и жизнерадостными, творческими и уникальными, но вместе с тем – уметь соотносить свои желания и чувства других людей, уметь отвечать за свои слова и поступки и, самое главное, быть немного доброе по отношению друг к другу.
Наталия Смирнова,
педагог-психолог.
Общеизвестно, что противонарушения и преступления лучше предупредить, чем потом пожинать плоды содеянного. Именно поэтому профилактическая работа среди подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений деятельности специалистов Государственного бюджетного учреждения Калужской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга» и специалистов системы профилактики преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних Дзержинского района.
Так, в рамках муниципального проекта «Фарватер» 6 апреля т.г. в трех образовательных учреждениях района – МКОУ «Бегичевская СОШ», МКОУ «Пятовская СОШ» и МКОУ «Жилетовская СОШ» – прошло профилактическое мероприятие, включающее в себя и лекторий, и беседу, и тренинговое занятие.
Специалисты отдела по охране прав детства отдела образования и спорта администрации муниципального района «Дзержинский район», инспектор ПДН Дзержинского района и помощник прокурора Дзержинского района, выступая перед учащимися школ, рассказывали им о том, как можно легко совершить правонарушение, но как сложно потом исправить его последствия. Напомнили подросткам о том, что у них есть не только права, но и обязанности, одной из которых является посещение уроков, а также о действии «комендантского часа» на территории Калужской области.
В тренинговой части профилактического мероприятия педагог-психолог ГБУ КО СРЦН «Радуга» затронула с детьми такую злободневную тему, как буллинг. В ходе беседы дети обсудили, какие виды буллинга существуют, чем они похожи и чем отличаются и, самое главное, как не стать жертвой буллинга, как воспитывать в себе положительные установки против своих обидчиков. Для этого несовершеннолетним было предложено упражнение «..да, зато …», которое способствует формированию положительной самооценки, поиску резервных свойств психики, развитию конструктивного мышления. Еще одно упражнение «продолжи фразу» стимулировало у подростков установок на противодействие буллингу, умению отстаивать свою точку зрения, отличную от мнения других, поиску точек соприкосновения с теми, кто не является другом. Занятие проходило бурно, шумно, все учащиеся активно включались в обсуждение, в упражнениях никто не оставался без внимания, высказываться приходилось каждому, и это было очень интересно и продуктивно.
Итогом и девизом тренинга ребята выбрали фразу знаменитого кота Леопольда из одноименного мультфильма «Ребята, давайте жить дружно!». И хочется верить, что так и будет среди наших мальчишек и девчонок.
Наталия Смирнова,
педагог-психолог ГБУ КО СРЦН «Радуга».
Специалисты ГБУ КО СРЦН «Радуга» осуществляют социально-психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, направленное на их ресоциализацию, профилактику противоправного поведения.
Работа основана на индивидуальном и групповом взаимодействии с несовершеннолетними (чаще всего подросткового возраста) и их семьями с применением психодиагностического обследования, консультирования, психокоррекционных мероприятий, что позволяет решать конкретные психологические задачи.
Как правило, первичное обращение несовершеннолетних и их родителей происходит после проведения предварительной работы, когда собран характеризующий материал на несовершеннолетнего – выявлена семейная ситуация, факторы риска девиаций, хронические заболевания, особенности прохождения возрастных кризисов. На данном этапе важно выслушать и понять их, при этом, не говоря о проблеме и не задавая вопросов. Необходимо дать человеку ощущение его значимости, ценности как личности, важно все, что он расскажет в этот момент о себе. Важно акцентировать внимание на положительных качествах и переформулировать то, что говорит клиент, в позитивный контекст: «Это хорошо, что Вы пришли к нам, это первый шаг в решении проблемы», «Твоя настойчивость очень пригодится в жизни». Всем видом показать принятие и открытость. После того, как человек почувствовал, что его понимают и принимают таким, какой он есть, не осуждая его как личность, положено начало доверительным отношениям, он уже готов к обсуждению своей ситуации с психологом.
Проводится психодиагностическое исследование с целью выявления характерологических особенностей личности, влияния типа акцентуации на формирование отрицательных черт характера. Основную роль в формировании характера оказывает общение с окружающими людьми, то, что ребенок как личность приобрел в семье, закрепляется и сохраняется в течение всей дальнейшей жизни. Вновь получаемый опыт общения с другими людьми вступает в противоречие с теми формами поведения, которые ребенок приобрел в семье, начинается постепенное частичное изменение характера, которое сопровождается выраженными внутренними и внешними конфликтами. В связи с этим, особенности характера часто заостряются, могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении, острые аффективные реакции и неврозы. Тип акцентуации указывает на особенности характера и тем самым позволяет предвидеть факторы, ведущие к дезадаптации.
Выделяют переходящие изменения характера, к ним относятся острые аффективные реакции:
Относительно стойкие изменения характера проявляются в переходе «явной акцентуации» в скрытую: в формировании под воздействием неблагоприятных условий среды психопатических черт характера.
Таким образом, отрицательные черты характера дают о себе знать под влиянием чрезмерных психотравмирующих ситуаций, а также при воспитании в условиях безнадзорности, чрезмерной опеки, по типу «кумир семьи», жестоких взаимоотношений, повышенной моральной ответственности. Для несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, уязвимыми местами в характере являются:
На основании анализа полученной информации формулируем цели помощи, а также способы контроля ее эффективности. Поскольку у клиентов обычно бывает несколько проблемных областей, выявляется степень опасности каждой из них, в соответствии с чем, планируем последовательную работу. Цель коррекции отклоняющегося поведения личности – достижение позитивных поведенческих изменений в выделенных направлениях. Обязательно соблюдается принцип сотрудничества специалист – клиент. Важную роль в повышении продуктивной активности личности играет самостоятельная работа подростка (клиента).
В ходе коррекционных занятий активно используется прием оценки негативных последствий правонарушений. При этом несовершеннолетнего просим как можно подробнее, с конкретными примерами, рассказать о том, как он реально пострадал от своего поступка, какой вред он нанес своим близким и окружающим людям. В случае выраженного защитного поведения исследуем негативные последствия конкретного правонарушения, с целью помощи несовершеннолетнему спонтанно выразить такие чувства, как вина, раскаяние, стыд, боль, отвращение, злость, бессилие и отчаяние.
Применяется методика проектирования будущего, которая предполагает подробное описание своего будущего при сохранении девиантного поведения и без него. Например, клиент представляет, какой будет его жизнь, если он будет продолжать употреблять алкоголь, воровать, а затем – если он откажется от спиртного, воровства. При положительном эмоциональном отклике переходим к составлению плана действий по его достижению.
Важным мотивирующим моментом является дальнейшая проработка проблемы клиента. Совместно со специалистом несовершеннолетний пытается ответить на следующие вопросы: «Что для него значит отклоняющееся поведение? Что оно дает ему? Чего он лишится в случае освобождения от девиации?». В случае проявления защитного поведения в форме сопротивления, отрицания или ухода от сотрудничества используем невербальные способы самовыражения – рисунки на темы, связанные с девиантным поведением, например: «Я и наркотики», «Жизнь без наркотиков».
При стойком отрицании проблемы и нежелании личности изменяться используем потенциал семьи или значимой группы, так как изменение возможно только через включение личности в поддерживающие и конструктивные социальные системы. В заранее подготовленной беседе постараться стимулировать позитивное изменение несовершеннолетнего убеждением.
В некоторых случаях используем методику естественных последствий поведения. Суть приема – в предоставлении девианту полной свободы действий со всей ответственностью за себя и свое поведение. При этом на личность перестают воздействовать (критиковать, убеждать, водить к специалистам) и лишают ее какой-либо поддержки. Отношения окружающих с данным человеком определяются жесткими правилами и условиями. Ему не верят на слово и не помогают просто так. Если он продолжает жить в семье, то его потребности удовлетворяются только в случае строгого выполнения им семейных правил.
Таким образом, в процессе коррекционных занятий оказывается следующее воздействие: стимулирование мотивации изменения поведения; коррекция эмоциональных нарушений, саморегуляция; изменение нежелательного поведения; формирование позитивного поведения.
Основными причинами, приведшими к правонарушениям несовершеннолетних, являются воспитание в условиях безнадзорности, чрезмерной опеки, воспитание по типу «кумир семьи», жестоких взаимоотношений, повышенной моральной ответственности, что способствует развитию определенных черт личности несовершеннолетних. Отсюда склонность к алкоголизации, делинквентному поведению, депрессиям, риску социальной дезадаптации, расстройству личности, риску злоупотребления наркотиками и другими дурманящими средствами, риску ранней половой жизни, истинным и демонстративным попыткам самоубийства у несовершеннолетних.
Родители несовершеннолетних чаще всего занимают пассивную выжидательную позицию, надеясь, что возникшие ситуации решатся сами собой. Лишь часть родителей интересуется происходящим, «работает» над произошедшей ситуацией, желая помочь своему ребенку.
Исходя из опыта работы, мы пришли к выводу, что при взрослении особенности характера остаются достаточно выраженными, но компенсируются коррекционными занятиями. В результате коррекционного воздействия происходят положительные изменения в детско-родительских отношениях, которые становятся более доверительными, появляется взаимопонимание, несовершеннолетние учатся конструктивно взаимодействовать со сверстниками, становятся более общительными, уравновешенными.
Н.А.Смирнова,
педагог-психолог
«Трудные» дети - это...
Сколько может быть еще мнений?
А как считаете Вы? Кто они?...
Бурное развитие компьютерных технологий и широкое распространение сети Интернет открывает перед людьми большие возможности для общения и саморазвития. Интернет - это не только кладезь возможностей, но и источник угроз. Сегодня количество пользователей российской сети Интернет составляет десятки миллионов людей, и немалая часть из них - дети, которые могут не знать об опасностях мировой паутины. Очень большое внимание при работе с Интернетом необходимо уделять именно вопросам безопасности.
Практически неограниченное и труднорегулируемое распространение сети постоянно рождает новые проблемы. Одной из главных является безопасность. Помимо получения доступа к запрещенным материалам, которые могут оказать негативное влияние, на ребенка, существует и такое понятие, как интернет-зависимость. Она появляется тогда, когда люди начинают предпочитать Интернет реальности, проводя за компьютером большую часть жизни. Эту психологическую зависимость часто сравнивают с наркоманией. Аспектам безопасности школьников в сети интернет были посвящены лектории «Твой безопасный Интернет», которые провели педагог-психолог Государственного бюджетного учреждения Калужской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга» Наталия Смирнова и помощник прокурора Прокуратуры Дзержинского района Дарья Меньшикова.
Лектории прошли для учащихся 5-9 классов в МКОУ «Никольская ООШ» и учащихся 9-х классов в МКОУ «Кондровская СОШ №2». Данные мероприятия были подготовлены и проведены в рамках проекта «Фарватер», направленного на социальную реабилитацию детей, находящихся в конфликте с законом (совершивших правонарушения и преступления), профилактику безнадзорности и беспризорности детей, преступности несовершеннолетних, в том числе повторной, и Всероссийского урока безопасности несовершеннолетних в сети Интернет.
Представитель прокуратуры Дзержинского района рассказала учащимся школ не только о том, какими правами они обладают, пользуясь социальными сетями, но и какую правовую ответственность несут при этом, какие опасности могут подстерегать детей в сети Интернет и как этого можно избежать. А педагог-психолог ГБУ КО СРЦН «Радуга» обратила внимание несовершеннолетних на правила поведения и общения в социальных сетях, а также правила безопасного пользования всемирной паутиной. Для наглядности учащимся был продемонстрирован видеоролик о безопасности в сети Интернет, после чего дети и подростки ответили на вопросы теста на знание правил поведении в сети Интернет.
Подводя итог общения с учащимися школ, специалисты раздали несовершеннолетним и педагогам Памятки о безопасном поведении в Интернете.
Хочется верить, что проведенные мероприятия не пройдут даром, и наши дети и подростки будут использовать всемирную паутину как средство саморазвития и конструктивного общения.
Наталия Смирнова,
педагог-психолог.
В апреле 2017 года на территории МР «Дзержинский район» стартовал муниципальный проект «Фарватер», основная цель которого - социальная реабилитация детей, находящихся в конфликте с законом (совершивших правонарушения и преступления), профилактика безнадзорности и беспризорности детей, преступности несовершеннолетних, в том числе повторной.
Социальный проект «Фарватер» был поддержан Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и направлен на:
Основным координатором деятельности в рамках проекта «Фарватер»
является комиссия по делам несовершеннолетних и защите их на территории МР «Дзержинский район»
Участниками проекта «Фарватер» являются:
Для успешной социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, а также профилактики безнадзорности и беспризорности детей, преступности несовершеннолетних, в том числе повторной, используются следующие формы и методы работы, которые можно условно разделить на три группы:
2. коррекционно-реабилитационные: