Особенности психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, на примере ГБУ КО СРЦН «Радуга»

     Отличительной особенностью несовершеннолетних с отклоняющимся поведением и/или имеющих проблемы с обучением является низкий уровень мотивации достижения и низкий познавательный интерес. Вследствие этого подростки не могут и не хотят учиться чему-либо, не стремятся получить новые знания и умения.

     Для того чтобы научить таких детей и подростков приемлемым способам отреагирования окружающей действительности, развитии конструктивных навыков общении, выработки приемлемых способов снятия физического и эмоционального напряжения, в Государственном бюджетном учреждении «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга» проводятся занятия (тренинги, беседы, деловые игры).      Подростки учатся выполнять задания не только самостоятельно, но и в команде своих сотоварищей, учатся договариваться друг с другом, выстраивать единую линию поведения даже при изначально различных точках зрения. В ходе занятий активно обсуждаются такие жизненно важные и принципиальные вопросы, как отношение к алкоголю, табачным изделиям, наркотикам и ПАВам. В ходе деловых игр ребята проигрывают реально возможные ситуации из жизни, самостоятельно моделируя конструктивный финал той или иной истории. Вместе с педагогом-психологом они обсуждают, что такое внутренний мир каждого человека, какие эмоции испытывают люди в той или иной ситуации, как можно и нужно управлять своим эмоциональным состоянием. И, что немаловажно, отрабатываются навыки отреагирования гнева, раздражения и других негативных эмоций.
Кроме этого проводятся всевозможные лектории, дискуссии, беседы с элементами тренинга, направленные на правовое просвещение несовершеннолетних. В ходе таких мероприятий детям рассказывают не только об их правах, напоминая, что в случае нарушения таковых они могут обращаться за помощью по номеру Всероссийского детского телефона доверия, но и обращая внимание на то, что они (подростки) несут ответственность за свои дела, слова и поступки.
     Также несовершеннолетним в доступной и понятной для них форме разъясняются правила поведения в социальных сетях, правилах общения, особенно с незнакомыми и малознакомыми людьми, а также основы безопасности в сети Интернет, как уберечь себя и своих близких от посторонних лиц их негативного влияния.
     В рамках вышеуказанных лекториев среди учащихся общеобразовательных учреждений проводится анкетирование по правовой тематике.
С целью укрепления авторитета родителей среди подрастающего поколения, укрепления детско-родительских отношений для учащихся проводятся лектории с элементами дискуссии и тренинга на темы «Вежливое отношение к родителям», «Формирование положительного образа будущего материнства». На протяжении лектория юноши и девушки не только смотрят просветительские видеоролики, но и обсуждают увиденное, высказывал свою точку зрения на роль отцовства и материнства, а также проигрывают ситуации из жизни, в ходе которых нужно было найти оптимальное и конструктивное решение конфликта.
     Кроме этого, педагогом-психологом применяется такая инновационная и достаточно эффективная методика разрешения споров и конфликтов, как медиация.
     Понимая актуальность и важность такой темы, как профилактика наркомании и употребления ПАВ, токсикомании,  особенно среди подростков с девиантным и делинквентным поведением, для несовершеннолетних проводятся лектории с элементами тренинга на тему «Я выбираю жизнь», направленные на формирование навыков здорового образа жизни, отработку конструктивных поведенческих реакций, развитие представлений о собственных возможностях. В ходе данного лектория используется ролевая игра «Выбор за тобой» с проигрыванием потенциально возможных ситуаций из жизни.
     Также в рамках психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, на базе Государственного бюджетного учреждения «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга» был организован и проведен цикл занятий, объединенные в тематические модули.
     Один из модулей назывался «Я – это Я», каждое занятие в рамках которого носило свое название и имело собственные цели. Ролевая игра «Пьедестал и лобное место», тренинг «Вселенная моего Я», а также консультации на темы «Клон», «Многогранный образ моего Я», «Две мои субличности» - все эти занятия вызывали живой интерес у подростков и проходили шумно, активно и очень весело. Главной целью модуля было развитие самосознавания, развитие уверенности в себе, своих потребностей, реакций, принятие себя, позитивного самоотношения, а также обучение методам разрешения внутренних конфликтов.
     Целью модуля «Окна» была коррекция личностных установок несовершеннолетних, их социальных позиций, отработка моделей взаимодействия с окружением, обучение построению конструктивных партнерских взаимоотношений, развитие у подростков чувства ответственности за свои слова и поступки.
     Особый успех имела у подростков интерактивная игра «Перестановки», в ходе которой они в метафорической форме учились строить свои взаимоотношения друг с другом, с близкими людьми, понимать, что они теряют, а что приобретают в ходе этого.
     В ходе диспута «Жертва и ответственность» несовершеннолетние вместе с педагогом-психологом обсуждали такие понятия, как «позиция жертвы», «позиция ответственности», подростки обучались навыку отличать их друг от друга.
     Беседа с элементами тренинга «Сказка о…» стала занятием, на котором мальчишки и девчонки в метафорической форме программировали свою активную ответственную жизненную позицию.
     Основной целью модуля «В поисках затерянного мира» было развитие толерантности в отношении разнообразных свойств и проявлений у окружающих людей; определение границ толерантности (насилие, наркотики, дискриминация); обучение эффективной коммуникации, мотивации и неагрессивной защиты.
     Лекторий «Типология людей» помог несовершеннолетним определить собственную типологическую структуру, понять свои сильные и слабые стороны, научил использовать их в общении с другими людьми.
А в ходе игры-практикума «Типология в конфликте» несовершеннолетние на практике отрабатывали те знания, которые получили на предыдущей лекции, учились учитывать типологические особенности поведения при взаимодействии друг с другом.
Консультирование на темы «Трудная ситуация» и «Комплимент и поддержка» помогло подросткам закрепить полученные знания и умения, отработать навыки ассертивного противостояния негативному давлению, а также учились умению поддерживать человека различать комплимент, похвалу и поддержку.
     Три занятия модуля «Суд присяжных» с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом, и подростками из их социального окружения вызвали активный интерес у самих подростков. Основная цель модуля: практическое ознакомление с нормами уголовной, гражданской, административной ответственности при совершении правонарушений различной тяжести, в том числе хулиганства, разбоя, воровства, грабежа, насилия (физического и сексуального), употребления, хранения, торговли и распространения наркотиков и других форм противоправного поведения.
     Групповая дискуссия «Для чего нужны законы?» помогла юношам и девушкам осознать важность всех существующих законов, их целесообразность и необратимость наступления ответственности за их преступление.
Интерактивная игра «Чужое добро…», как обычно, имела успех и вызывала живой интерес у подростков, поскольку в игре использовалась различная атрибутика (например, суда), что чрезвычайно привлекает несовершеннолетних.        Цель игры состояла в знакомстве с юридическими понятиями «хищение», «грабеж», «угон», «вымогательство» и др., юридической ответственностью за эти действия и проигрыванию различных ситуаций.
На лектории по теме «Опасное безумие кайфа» педагог-психолог ГБУ КО СРЦН «Радуга» познакомила несовершеннолетних с правовыми нормами и ответственностью за хранение, употребление и сбыт наркотиков и психотропных веществ.
     Основной целью модуля «Цивилизация» было развитие социальной активности подростков.
Деловая игра с одноименным названием («Цивилизация») традиционно была яркой, шумной и интересной. Ее цель: стимуляция опыта социальной адаптации подростков. Мальчишки и девчонки упражнялись в умении сосуществовать рядом друг с другом, применять на практике все свои полученные знания и умения, выстраивать новые прочные взаимоотношения в различных жизненных обстоятельствах (стихийные бедствия, кражи, восстания и т.п.).
Дискуссия на тему «Я имею право! Я имею право?» стимулировала у подростков умение думать и рассуждать не только о своих правах, но и о степени ответственности за свои слова и действия, умении принимать ответственность и нести ее.
А консультирование, завершающее данный модуль, на темы «Права несовершеннолетних» и «Не баловство, а преступление» расставило акценты в правовом просвещении юношей и девушек.
     Целью занятий модуля «Сталкер» было развитие навыков социального ориентирования несовершеннолетних в жестких ситуационных обстоятельствах.
     Деловая игра «Территория выбора» потребовала от подростков навыков принятия решений в трудной жизненной ситуации, умения анализировать мотивы своего и чужого поведения, а также принимать ответственность за последствия игровых ситуаций.
     В ходе тренинга «Сталкер» педагог-психолог старалась сформировать у мальчишек и девчонок модели безопасного поведения в ситуации внезапной опасности, учила сохранять самообладание, анализировать свои личностные и характерологические особенности, которые помогли или помешали в той или иной ситуации.
Завершила модуль беседа с элементами тренинга «Форпост». Несовершеннолетние вместе с педагогом-психологом рассуждали на темы умения взаимодействовать в группе в команде, о том, какими качествами и умениями должен обладать лидер, а также упражнялись в применении своих собственных лидерских качеств в ходе заданных ситуативных упражнений.
     Также в рамках психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, и/или имеющим проблемы с обучением, осуществлялся патронаж семей данной категории. В ходе патронажа проводятся профилактические и просветительские беседы на такие темы, как «Психологическое здоровье – это ….», «Умей сказать «Нет!», «Я и мои друзья» и др., проводится психолого-педагогическое консультирование родителей несовершеннолетних.
     С целью профориентационной деятельности среди несовершеннолетних для подростков, состоящих на разных видах профилактического учета, и несовершеннолетних из социального окружения проводятся лектории на тему «Все работы хороши, выбирай на вкус!», в ходе которых педагог-психолог рассказывает мальчишкам и девчонкам о том, какие профессии наиболее актуальны в настоящее время, наиболее востребованы на рынке труда, о том, какие типичные ошибки допускают дети и их родители при выборе будущей профессии. Кроме этого, проводится диагностическое обследование несовершеннолетних с помощью теста Дж. Голланда на определение профессионального типа личности.

Наталия Смирнова,
педагог-психолог ГБУ КО СРЦН «Радуга»

z

god pamyati

Памятные даты военной истории Отечества

Мы в социальных сетях:

telegram 32

prof-pl11

min

Министерство труда

и социальной защиты

Калужской области

 248016 г.Калуга ул.Пролетарская, 111

Министр труда и социальной защиты

Калужской области

Коновалов Павел Вячеславович

тел. 8-4842-71-91-01


 Управление по опеке и

попечительству, демографической

и семейной политике

заместитель министра - начальник управления
Алексеева Елена Юрьевна
тел. 8-4842-719147

Отдел профилактики семейного неблагополучия
заместитель начальника управления - начальник отдела
Буслаева Елена Александровна
тел. 8-4842-719119