Влияние типа акцентуации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, на формирование отрицательных черт характера

Специалисты ГБУ КО СРЦН «Радуга» осуществляют социально-психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, направленное на их ресоциализацию, профилактику противоправного поведения.

Работа основана на индивидуальном и групповом взаимодействии с несовершеннолетними (чаще всего подросткового возраста) и их семьями с применением психодиагностического обследования, консультирования, психокоррекционных мероприятий, что позволяет решать конкретные психологические задачи.

Как правило, первичное обращение несовершеннолетних и их родителей происходит после проведения предварительной работы, когда собран характеризующий материал на несовершеннолетнего – выявлена семейная ситуация, факторы риска девиаций, хронические заболевания, особенности прохождения возрастных кризисов. На данном этапе важно выслушать и понять их, при этом, не говоря о проблеме и не задавая вопросов. Необходимо дать человеку ощущение его значимости, ценности как личности, важно все, что он расскажет в этот момент о себе. Важно акцентировать внимание на положительных качествах и переформулировать то, что говорит клиент, в позитивный контекст: «Это хорошо, что Вы пришли к нам, это первый шаг в решении проблемы», «Твоя настойчивость очень пригодится в жизни». Всем видом показать принятие и открытость. После того, как человек почувствовал, что его понимают и принимают таким, какой он есть, не осуждая его как личность, положено начало доверительным отношениям, он уже готов к обсуждению своей ситуации с психологом.

Проводится психодиагностическое исследование с целью выявления характерологических особенностей личности, влияния типа акцентуации на формирование отрицательных черт характера. Основную роль в формировании характера оказывает общение с окружающими людьми, то, что ребенок как личность приобрел в семье, закрепляется и сохраняется в течение всей дальнейшей жизни. Вновь получаемый опыт общения с другими людьми вступает в противоречие с теми формами поведения, которые ребенок приобрел в семье, начинается постепенное частичное изменение характера, которое сопровождается выраженными внутренними и внешними конфликтами. В связи с этим, особенности характера часто заостряются, могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении, острые аффективные реакции и неврозы. Тип акцентуации указывает на особенности характера и тем самым позволяет предвидеть факторы, ведущие к дезадаптации.

Выделяют переходящие изменения характера, к ним относятся острые аффективные реакции:

  • аутоагрессия – нанесение себе повреждений, покушение на самоубийство, причинение себе вреда разными способами;
  • агрессия на окружающее – нападение на обидчиков или «вымещение злобы» на случайных лицах или попавших под руку предметах;
  • безрассудное бегство из аффектогенной ситуации, которое ситуацию не исправляет, а часто усугубляет;
  • демонстративные реакции – разыгрывание бурных сцен (спектакль), изображение попыток самоубийства;
  • нарушения поведения в виде: делинквентности; токсикоманического поведения; побегов из дома и бродяжничества; ранней половой жизни, гомосексуальной направленности.

Относительно стойкие изменения характера проявляются в переходе «явной акцентуации» в скрытую: в формировании под воздействием неблагоприятных условий среды психопатических черт характера.

Таким образом, отрицательные черты характера дают о себе знать под влиянием чрезмерных психотравмирующих ситуаций, а также при воспитании в условиях безнадзорности, чрезмерной опеки, по типу «кумир семьи», жестоких взаимоотношений, повышенной моральной ответственности. Для несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, уязвимыми  местами в характере являются:

  • для представителей  гипертимного типа – лишение возможности широких контактов со сверстниками, одиночество, монотонная работа, жесткий контроль со стороны взрослых;
  • для представителей истероидного типа – отсутствие внимания или низвержение с «пьедестала»;
  • для представителей  психастенического типа – необходимость принятия решения или оперативных действий;
  • для представителей  эпилептоидного типа – «покушение» на авторитет подростка более сильного лидера;
  • для представителей  лабильного типа – грубость, равнодушие к эмоциональному состоянию подростка, отсутствие теплых эмоциональных отношений;
  • для представителей сенситивного типа это обвинение подростка в предательстве, лжи публичные указания на его недостатки;
  • для представителей шизоидного типа – установление  контактов со многими людьми, оперативное принятие решения;
  • для представителей конформного типа – ситуация, требующая самостоятельного принятия решения, обозначенного группой;
  • для представителей неустойчивого типа – бесконтрольность, отсутствие перспективы внешнего наказания за проступки.

 

На основании анализа полученной информации формулируем цели помощи, а также способы контроля ее эффективности. Поскольку у клиентов обычно бывает несколько проблемных областей, выявляется степень опасности каждой из них, в соответствии с чем, планируем последовательную работу. Цель коррекции отклоняющегося поведения личности – достижение позитивных поведенческих изменений в выделенных направлениях. Обязательно соблюдается принцип сотрудничества специалист – клиент. Важную роль в повышении продуктивной активности личности играет самостоятельная работа подростка (клиента).

В ходе коррекционных занятий активно используется прием оценки негативных последствий правонарушений. При этом несовершеннолетнего просим как можно подробнее, с конкретными примерами, рассказать о том, как он реально пострадал от своего поступка, какой вред он нанес своим близким и окружающим людям. В случае выраженного защитного поведения исследуем негативные последствия конкретного правонарушения, с целью помощи несовершеннолетнему спонтанно выразить такие чувства, как вина, раскаяние, стыд, боль, отвращение, злость, бессилие и отчаяние.

Применяется методика проектирования будущего, которая предполагает подробное описание своего будущего при сохранении девиантного поведения и без него. Например, клиент представляет, какой будет его жизнь, если он будет продолжать употреблять алкоголь, воровать, а затем – если он откажется от спиртного, воровства. При положительном эмоциональном отклике переходим к составлению плана действий по его достижению.

Важным мотивирующим моментом является дальнейшая проработка проблемы клиента. Совместно со специалистом несовершеннолетний пытается ответить на следующие вопросы: «Что для него значит отклоняющееся поведение? Что оно дает ему? Чего он лишится в случае освобождения от девиации?». В случае проявления защитного поведения в форме сопротивления, отрицания или ухода от сотрудничества используем невербальные способы самовыражения – рисунки на темы, связанные с девиантным поведением, например: «Я и наркотики», «Жизнь без наркотиков».

При стойком отрицании проблемы и нежелании личности изменяться используем потенциал семьи или значимой группы, так как изменение возможно только через включение личности в поддерживающие и конструктивные социальные системы. В заранее подготовленной беседе постараться стимулировать позитивное изменение несовершеннолетнего убеждением.

В некоторых случаях используем методику естественных последствий поведения. Суть приема – в предоставлении девианту полной свободы действий со всей ответственностью за себя и свое поведение. При этом на личность перестают воздействовать (критиковать, убеждать, водить к специалистам) и лишают ее какой-либо поддержки. Отношения окружающих с данным человеком определяются жесткими правилами и условиями. Ему не верят на слово и не помогают просто так. Если он продолжает жить в семье, то его потребности удовлетворяются только в случае строгого выполнения им семейных правил.

Таким образом, в процессе коррекционных занятий оказывается следующее воздействие: стимулирование мотивации изменения поведения; коррекция эмоциональных нарушений, саморегуляция; изменение нежелательного поведения; формирование позитивного поведения.

Основными причинами, приведшими к правонарушениям несовершеннолетних, являются воспитание в условиях безнадзорности, чрезмерной опеки, воспитание по типу «кумир семьи», жестоких взаимоотношений, повышенной моральной ответственности, что способствует развитию определенных черт личности несовершеннолетних. Отсюда  склонность к алкоголизации, делинквентному поведению, депрессиям, риску социальной дезадаптации, расстройству личности, риску злоупотребления наркотиками и другими дурманящими средствами, риску ранней половой жизни, истинным и демонстративным попыткам самоубийства у несовершеннолетних.

Родители несовершеннолетних чаще всего занимают пассивную выжидательную позицию, надеясь, что возникшие ситуации решатся сами собой. Лишь часть  родителей интересуется происходящим, «работает» над произошедшей ситуацией, желая помочь своему ребенку.

Исходя из опыта работы, мы пришли к выводу, что при взрослении особенности характера остаются достаточно выраженными, но компенсируются коррекционными занятиями. В результате коррекционного воздействия происходят положительные изменения в детско-родительских отношениях, которые становятся более доверительными, появляется взаимопонимание, несовершеннолетние учатся конструктивно  взаимодействовать со сверстниками, становятся более общительными, уравновешенными. 

Н.А.Смирнова,

педагог-психолог

z

god pamyati

Памятные даты военной истории Отечества

Мы в социальных сетях:

telegram 32

prof-pl11

min

Министерство труда

и социальной защиты

Калужской области

 248016 г.Калуга ул.Пролетарская, 111

Министр труда и социальной защиты

Калужской области

Коновалов Павел Вячеславович

тел. 8-4842-71-91-01


 Управление по опеке и

попечительству, демографической

и семейной политике

заместитель министра - начальник управления
Алексеева Елена Юрьевна
тел. 8-4842-719147

Отдел профилактики семейного неблагополучия
заместитель начальника управления - начальник отдела
Буслаева Елена Александровна
тел. 8-4842-719119