Неврозы подросткового возраста.

           Педагогам – психологом часто приходится выслушивать жалобы родителей по разным вопросам. Не последнее место занимают вопросы детской раздражительности. И, как следствие этого, взаимоотношения детей и родителей. Говорят родители: «Мельчайшее замечание вызывает у сына бурный протест. Он начинает заикаться. Доказывая свою правоту». «Моей дочери невозможно слова сказать. Сразу слёзы. Расстроится, а потом всю ночь не спит».

Говорят дети: «Они всё время ко мне придираются. Всё им не так. Надоело». «Меня дома просто задёргали. Даже домой не всегда идти хочется».

Уважаемые родители, это сигнал тревоги! А чаще всего такое можно услышать от родителей подростков или самих ребят, которые вступили в период полового созревания. Девочки становятся раздражительными (до грубости) и обидчивыми уже с 11-12 лет. Мальчики несколько позже – с 13-14 лет. Этот возраст особенно склонен к неврозам.

Неврозы, например, за исключением некоторых врождённых заболеваний, приобретаются не без участия взрослых, в том числе и родителей. Неврозы возникают из-за различных ошибок в воспитании, из-за психических травм, связанных с неправильным подходом к ребёнку. Неблагоприятный быт, неправильный образ жизни в семье являются тоже источником детской и подростковой нервозности. Сказываются также нарушения режима дня и различные заболевания.

    Самая главная профилактическая мера – это доброе, внимательное и разумное отношение к детям. Всё это требует от родителей огромных усилий. Но для большинства родителей то время, когда у них появляются дети, всё ещё переполнено собой. Чувства, карьера, честолюбивые планы затмевают порой вопрос важности воспитания детей, а значит, посвящения именно им максимума своего времени и внимания. Но дела, занятость и страсти отдаляют детей и их вопросы от родителей. Совсем не обязательно думать, что это происходит в каждой семье. Но такие семьи есть, и хоть бы частично сказанное ранее происходило в каждой семье. Итак, образуется своеобразный барьер между родителями и детьми. В нём робость и непонимание, невостребованная детская любовь и нежность.

Родители чаще хотят от детей покоя, чем внимания и доверия. Задав дежурный вопрос: «Как в школе? Всё нормально?» и получив такой же формальный ответ: «Нормально, всё Ок», они, вроде бы выполнив свой долг, успокоенные, вновь погружаются в свой мир забот и проблем.

Если вы, родители, хотите получить доверие детей и доступ в их мир, начните со своего доверия к детям. Недоверие воздвигает мрачную стену замкнутости, молчания, препятствует нормальному развитию отношений. Фиксируя внимание на отрицательных качествах своего ребёнка, вы тем самым лишаете его доверия. И поверьте, ему будет проще поступать так, как вы о нём думаете и ожидаете, чем доказывать что – то обратное вопреки вашему мнению. Один из психологических законов гласит: человек в большинстве случаев разрешает своё сомнение, полагаясь на мнение других.

Доверию к детям надо учиться. Начните с доверия в малом. Переходя всё к большему и более важному. Оправдывайте доверие детей к вам. Не игнорируйте, не насмехайтесь над раскрытыми вам тайнами и такими значимыми для их возраста проблемами. Родительское доверие (если им, конечно, не злоупотребляют) возвышает личность ребёнка. Если он чувствует уважение взрослых, то появляется и самоуважение. А оно способствует хорошим мыслям и делам.

Уважение является одним из важнейших условий нравственности. Проявляя интерес, признавая важность и значимость суждений, дел и поступков своего ребёнка, вы тем самым признаёте достоинство его как личности.

Воспитание – это, прежде всего огромные усилия, «на которые еле хватает человеческой жизни» (Ф. Мариак).

 

Рекомендации родителям

 

1.Постарайтесь быть более внимательными к своему ребёнку, проявляйте больше любви, тепла и ласки, чаще говорите ему, что вы его любите и скучаете без него.

2.Помните о том, что у вашего ребёнка тоже есть свои проблемы. Дайте ему возможность выговориться, обсудить вместе с вами то, что его тревожит и огорчает. Каждый день выделяйте время для беседы с ребёнком, чтобы он мог рассказать вам о том, что произошло за день. Спокойно обсудите с ним сложные конфликтные ситуации, объясните, как надо поступать в том или ином случае, помогите понять причины поступков других людей. Главное при этом – с пониманием и уважением относиться к проблемам ребёнка, не считать их чем-то несерьёзным, вести разговор спокойно и доверительно, а не на повышенных тонах в форме назиданий.

3.Заведите традицию беседовать с ребёнком перед сном. Когда малыш уже в постели, присядьте рядом, погладьте его по голове, возьмите его ладошки в свои руки и спокойно поговорите о чём-то приятном. Избегайте при этом бурных эмоций, не нужно, чтобы ребёнок перевозбуждался перед сном. Пусть ваш ребёнок засыпает с приятными мыслями и переживаниями.

4.Никогда не высказывайте в присутствии ребёнка-дошкольника своих опасений относительно начала его обучения в школе, не пугайте школой.

5.Не срывайтесь и не кричите на ребёнка. Даже если он совершил что-то, на ваш взгляд, ужасное, держите себя в руках, старайтесь говорить ровным, спокойным голосом. Дети, чьи родители постоянно кричат и ругаются, перестают их слышать. Для начала введите один разгрузочный день в неделю. В этот день дайте себе слово, что не будете кричать на ребёнка и ругать его, даже если он перевернёт всё вверх дном. Будьте с ним спокойны и выдержанны в этот день. Вы заметите, что он начинает вас слышать, легче понимает и выполняет ваши требования.

6.Пересмотрите свои требования к ребёнку, всегда ли они обоснованны, не слишком ли многого вы хотите от него? Полезно вспомнить себя в этом возрасте и пропустить требования к ребёнку через собственные детские переживания.

7.Большое значение для лечения и профилактики неврозов имеет правильный режим дня ребёнка. Необходимо запомнить и выполнять три важных правила.

8.Не позволяйте ребёнку подолгу сидеть перед телевизором, часами играть в видеоигры.

9.Для профилактики и лечения детских неврозов, снятия нервного напряжения используются специальные релаксационные приёмы и упражнения.

У ребёнка должен быть полноценный сон. В 9 часов вечера его необходимо укладывать в кровать. Длительность ночного сна должна составлять 9-10 часов. Для детей с неустойчивой психикой полезен дневной сон в течение 1-1,5 часов. Шумные игры, излишне эмоциональные развлечения перед сном следует исключить.

Ребёнку необходимы продолжительные ежедневные прогулки на свежем воздухе, подвижные игры и упражнения.

z

god pamyati

Памятные даты военной истории Отечества

Мы в социальных сетях:

telegram 32

prof-pl11

slugba

farvater

prof-pl22

min

Министерство труда

и социальной защиты

Калужской области

 248016 г.Калуга ул.Пролетарская, 111

Министр труда и социальной защиты

Калужской области

Коновалов Павел Вячеславович

тел. 8-4842-71-91-01


 Управление по опеке и

попечительству, демографической

и семейной политике

заместитель министра - начальник управления
Алексеева Елена Юрьевна
тел. 8-4842-719147

Отдел профилактики семейного неблагополучия
заместитель начальника управления - начальник отдела
Буслаева Елена Александровна
тел. 8-4842-719119