А есть ли проблема?

Но есть и  гиперчувствительные, тревожные родители , особенно мамы, которые склонны видеть нару­шенное развитие у своего ребенка буквально во всём? Обычно они считают, что их ре­бёнок плохо говорит, когда ему нет и года, и бегут на консультацию к логопеду. Давайте не будем паниковать и  разберёмся, когда стоит успокоиться и подождать, а когда  надо бить тревогу и пытаться добиться занятий с логопедом.

Простейшее обследование речи дома

Его имеет смысл проводить, если крохе уже исполнилось 2 года. До этого времени он ещё имеет полное право не говорить предложения­ми, переставлять слоги в словах так, что его никто не понимает, в том числе и мама. А вот в 2 годика многое меняется в организме малыша, активно созревают нервные клетки мозга, отвечающие за формирова­ние речи, кроха становится взрослее, «осознаннее». Давайте узнаем, стоит ли уж так спешить с определением его на логопедические занятия. А может, всё не так плохо?

1. Обследование пассивного словаря. Нет ничего проще! Дайте крохе несколько заданий и посмотрите, точно ли понял он ваши слова, всё ли  выполнил в точности.

«Будем строить домик для зверей. Принеси кубики» (это односту­пенчатая инструкция).

«Отлично! Поставим кубики друг на друга. Помогай. А теперь от­неси эту коробку обратно и принеси нам зайку» (а это уже двухсту­пенчатая инструкция).

«Хорошего зайку ты принёс. Только он великоват для нашего до­мика. Отнеси этого обратно, принеси маленького зайку и посади его в домик» (это не только трёхступенчатая инструкция, но ещё и с пред­логом «в»).

Проверьте, может ли малыш показать или принести разные бытовые предметы: чашку, ложку, тарелку, кубик, машинку, ведёрко, колготки, ботинки, платочек и т.д.; понимает ли он слова-действия, то есть глаголы:  прыгни, сядь, подойди, открой, вытри, дунь, помаши, налей, выбро­си  и т.д.

Если вашему малышу уже 3-4 года, пассивный словарь проверяется   несколько иначе, требования выше. Попросите его спрятать мячик “ПОД платок, а потом платок ПОД мячик; карандаш ЗА чашку, чашку ЗА карандаш. Попросите обязательно показать тот или иной цвет: «Где красный кубик? А где жёлтый?» Если трудно — это тревожный знак.

2. Дальше стоит прислушаться к активной речи вашего крохи. Что бы ни говорили врачи, воспитатели и бабушки — фразовая речь долж­на быть сформирована в 2-2,5 года. Что это такое — фразовая речь? Это речь предложениями, пусть короткими, пусть с «аморфными» сло­вами «мама, дя пи!» (мама, дай пить!), пусть непонятными для окружа­ющих. Если малыш пыхтит, но пробует говорить в 2 года предложения из 2-3 слов — повода для паники нет. Однако, если этому же малышу уже 3-4 года — то надо начинать занятия срочно, не откладывая.

3.Давайте обратим внимание и на слоговую структуру слова, то есть на то, как малыш говорит слова: целиком или нет, переставляет слоги или «выбрасывает» их из слов, а может, наоборот, «наращивает» («малинана» (малина), «авик» (снеговик), «птипцы» (птицы), «агуда» (радуга) Если в 2-3 года это допустимо, то в 3,5-4 года — обращаем на это вни­мание, записываемся к логопеду.

4.Очень важно понять, как слышит звуки речи ваш малыш. Проверить это очень просто. К 2-3-леткам это не имеет отношения, а вот с 3 лет — можете проверить. Игра: «Хлопни в ладошки, когда я скажу «мяу». Вы го­ворите: «гав», «му», «мяу», «пи», «мяу», а ваше чадо хлопает только на «мяу». Когда он уловил принцип игры, усложните задачу: «Хлопни в ла­дошки, когда я скажу «у». Звук слушать труднее; совсем непросто для та­кого малыша вычленить его среди других: «а», «и», «у», «о», «у». Ну, а ес­ли даже с этим вы справились, то смело просите его хлопнуть на звук «ш», при этом прикройте рот листком бумаги, чтобы маленький хитрец не ориентировался на вашу артикуляцию: «ш», «с», «ж», «ш», «м», «у», «з», «ш»... Если всё слышим хорошо, можете успокоиться, фонематический слух развивается нормально, логопед вам не нужен!

5.И только в последнюю очередь обратите внимание на звукопроизношение. Ситуаций, когда надо срочно искать логопеда, лишь 4:

-у 2-летнего крохи «каша во рту», ротик полуоткрыт при нормаль­ных аденоидах, часто текут слюнки, высовывается язычок, который бывает слишком большим и неповоротливым;

-если у малыша «носовой» оттенок голоса при здоровых адено­идах, а язычок или высовывается, или, наоборот, лежит во рту ком­ком и непонятно, что малыш говорит, даже звуки: А, У, Ы плохо полу­чаются;

-если малыш весьма заметно заикается или резко перестал гово­рить после стрессовой ситуации;

-если в 3 года не произносит или заменяет звуки: К, Г, Т, Д, X, Ть. Также спешим к логопеду, если в 4 года малыш искажает или просто не говорит звуки: С, 3, Ш, Ж, Щ, Ц, Ч, Р, Л, В, а часто и мягкие вари­анты Сь, Ль, Зь. При хорошем речевом развитии в 4-5 лет все звуки речи должны быть сформированы, трудности допускаются только при звуке Рь, а также допустимы смешения некоторых звуков в предложениях: С-Ш (Сла Шаша по шоссе), Р-Л (Клара иглара на кларнете). Конечно, не стоит волноваться, если 4-летка имеет свои «любимые» слова: ферваль, барелина, тарубетка, коклеты... Еди­ничные случаи в расчёт не принимаются.

6.В самом конце своего «домашнего» обследования проверьте ещё раз и запишите, какие цвета может показать и назвать ваш малыш. Двухлетка должен легко находить такой же цвет по образцу («Вот жёлтый кубик. Дай такой же»), вполне может узнавать цвет по его названию («Дай красную машинку»). Но называть цвета ему совсем ещё не обяза­тельно. А вот в 3-4 года он уже должен называть 2-3 основных цвета. Также и со счётом. В 3 года крохе уже доступны понятия «один — мно­го», он уже может пересчитать предметы от 1 до 3. Также 3-4-летние ученики узнают и называют некоторые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Научите малыша собирать пирамидку, сначала из 3, а затем из 5 колец. Посмотрите, получилось ли у него сделать это са­мостоятельно. Трудно? Попросите: «Дай мне самое большое колечко. Наденем его. А теперь опять дай самое большое. И его наденем. И сно­ва найди самое большое. Вот и собрали пирамидку! Попробуй теперь сам». Очень важно понять, как малыш умеет обучаться, как может работатьсамостоятельно,  вне зависимости от возраста.

Если все задания ваш  кроха-ученик выполнил хорошо, то вам не стоит спешить на консультацию к логопеду. Найдите другие способы  развить  своего ребёнка, например, поводить его на развивающие занятия, а может  позаниматься самим. Однако, если хотя бы один пункт обследования вас не удовлетворил, а малыш вел себя беспокойно – шалил, не мог сосредоточиться на задании, всё хватал без цели — обратитесь к специалистам,  вам обязательно помогут. Для хорошего логопеда не бывает трудных детей, все ребята индивидуальны, у всех есть сильные стороны. Увидеть эти стороны — залог успеха логопедической работы!

 

Коновалихина И.А.,

логопед.

z

god pamyati

Памятные даты военной истории Отечества

Мы в социальных сетях:

telegram 32

prof-pl11

slugba

farvater

prof-pl22

min

Министерство труда

и социальной защиты

Калужской области

 248016 г.Калуга ул.Пролетарская, 111

Министр труда и социальной защиты

Калужской области

Коновалов Павел Вячеславович

тел. 8-4842-71-91-01


 Управление по опеке и

попечительству, демографической

и семейной политике

заместитель министра - начальник управления
Алексеева Елена Юрьевна
тел. 8-4842-719147

Отдел профилактики семейного неблагополучия
заместитель начальника управления - начальник отдела
Буслаева Елена Александровна
тел. 8-4842-719119