Межличностные конфликты играют существенную роль в формировании новых черт характера и в перестройке личности, а их решение представляет собой острую форму развития – происходит смена структуры личности подростка и формирование новых отношений.
Конфликты подростков носят как позитивный, так и негативный варианты исхода.
Психологический дискомфорт в классе, напряженные взаимоотношения с учителями, а затем и с родителями, способствуют тому, что отрицательные формы поведения закрепляются и могут перейти в черты характера. Кроме того, деформация взаимоотношений с окружающими неизбежно ведет к снижению познавательной активности подростка. Может возникнуть общее негативное отношение к школе и к учебной деятельности вообще. Особенностью этого возраста является то, что подростку подчас легче открыть душу сверстнику (он такой же, он поймет) или даже чужому человеку, чем родителям.
Поэтому очень важно научить подростков не только уметь грамотно и конструктивно вести себя в конфликте, но и суметь его предотвратить.
Этому было посвящено занятие с учащимися МКОУ «Карцовская ООШ», которое провела 13 октября педагог-психолог ГБУ КО СРЦН «РАДУГА» Наталия Смирнова.
Подростки вместе с психологом обсуждали, что можно назвать конфликтом, каковы причины конфликтов и какие стратегии поведения в конфликте существуют.
Для того, чтобы определить, какой стиль поведения в конфликтных ситуациях наиболее характерен для того или иного подростка, учащимся был предложен тест Томаса «Стили поведения в конфликте.
Учащиеся смотрели просветительский видеоролик «Конфликты» и «Новенький», обсуждали их, рассуждали, как бы поступили они.
Затем ребятам были предложены ситуации конфликта, которые они должны были разрешить благополучно. Разделившись на микрогруппы, подростки распределили роли для проигрывания ситуаций и принялись обсуждать, как же погасить конфликт. Обсуждение было настолько бурным, что, казалось, конфликты, предложенные к разрешению, не только не разрешатся, но и разгорятся с новой силой. Однако, умелое использование контраргументов, тактичное поведение и стремление к сотрудничеству всех участников конфликтных ситуаций сделали свое дело – все конфликта были улажены самым наилучшим образом. Все мальчишки и девчонки, хоть и выглядели немного уставшими, но зато очень довольными.
И хочется верить, что знания и умения, отработанные в ходе тренинга, пригодятся подросткам и в жизни, и они смогут не только уладить конфликт, но и не дадут ему возможность разгореться.
Наталия Смирнова,
педагог-психолог.