Конфликты по правилам

Подростковый период – это обострение кризиса отношений взрослых и детей, который проявляется на таких полях взаимодействия, как «подросток – подросток» и «подросток – взрослый». Поскольку в роли взрослых выступают учителя и родители, с которыми чаще всего возникают конфликты, то и конфликтное взаимодействие происходит в трех взаимосвязанных системах: «подросток – родители», «подросток – учителя» и «подросток – подросток».

Общение подростков со сверстниками – особая сфера их жизни. Конфликтные отношения подростков между собой основываются на борьбе за лидерство. Основными факторами конфликтного поведения выступают уровень притязаний, самооценка и статус.

Отношения подростков и педагогов сопровождаются конфликтами деятельности, отношений и поведения. Педагогические конфликты имеют особенности, связанные со спецификой учебной деятельности, отличиями в статусе и возрасте сторон. Конструктивное поведение учителя в конфликте предусматривают верное определение своей позиции, опору на отношения с родителями, использование влияния класса и педагогического коллектива, уважение к личности подростка, использование рекомендаций по оптимизации взаимодействия с учеником.

Конфликты подростков и родителей обусловлены деструктивностью внутрисемейных отношений, недостатками в воспитании, индивидуально-психологическими изменениями в психическом развитии подростков и индивидуальными особенностями самих взрослых. Конфликтное поведение подростков возникает тогда, когда не учитываются индивидуальные особенности, возрастные изменения в психике, когда не меняются форма и содержание общения взрослых.

В качестве еще одной основы конфликтности выступает неадекватность сформировавшихся представлений о других, завышенная самооценка, которая не отвечает реальным возможностям человека, тенденция к самоутверждению за счет других.

Конфликтность предусматривает определенный уровень психической напряженности, который связан с уровнем психологической устойчивости человека. Психически стойкие и психически нестойкие люди в сложных ситуациях ведут себя по-разному. У психически неустойчивых подростков отсутствуют эффективные способы преодоления преград, поэтому иногда наблюдается явление самоиндукции негативного эмоционального напряжения: дезорганизованное поведение усиливает стрессовое состояние, которое еще больше дезорганизует поведение, что ведет к возникновению «волны дезорганизации».

О конфликтах, способах их предотвращения, о стратегиях поведения в конфликте и последствиях конфликта говорили учащиеся МКОУ «Редькинская СОШ» с педагогом-психологом государственного бюджетного учреждения Калужской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга» Наталией Смирновой в ходе психологического лектория «Профилактика буллинга» и психологического тренинга «Конфликты и пути их решения».

Учащиеся давали определение понятию «конфликт», рассуждали, что может стать причиной конфликта, вместе с педагогом-психологом учились определять плюсы и минусы каждой стратегии поведения в конфликте – соревнования, компромисса, избегания, приспособления и сотрудничества, а также обсуждали, к чему может привести затяжной или однократный конфликт и как конфликт связан с таким сложным явлением, как буллинг. Поскольку тема лектория и тренинга была интересна и актуальна для всех учащихся, то и все обсуждения проходили бурно, ярко, громко. В стороне не остался ни один подросток. Каждый высказывал свою точку зрения, старался ее аргументировать, прислушивался к мнению других, соглашался с ним или же отстаивал свою.

Для того чтобы закрепить знания детей о конфликте и стратегиях поведения в конфликте, а также о способах избежать конфликтных ситуаций, педагог-психолог предложил ребятам разбиться на несколько групп. Каждой группе было дано задание разрешить конфликтную ситуацию наилучшим образом, то есть так, чтобы решение устраивало все стороны конфликта. Поскольку все ситуации были взяты из жизни подростков в школе и дома, то и заинтересованность мальчишек и девчонок была высока. Несмотря на то, что мнение по той или иной ситуации высказывал каждый участник тренинговой группы, но решение принималось все же сообща. Не всегда это было просто, но всегда интересно и весело.

И, чтобы понять, какую же стратегию собственного поведения в конфликтной ситуации выбрал каждый подросток, ребятам было предложено пройти экспресс-диагностику по методике Томаса-Килманна на выявление ведущего поведения в конфликтной ситуации (в адаптации Н.В. Гришиной). Данная методика предназначена для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявления определенных стилей разрешения конфликтной ситуации. Результаты психодиагностики кого-то из ребят порадовал, кого-то вдохновил а кому-то дал повод задуматься.

Итогом занятия стал совместный просмотр и обсуждение просмотр просветительских видеороликов «Межличностные конфликты» и «Жертва буллинга».

Хочется верить, что данное мероприятие не оставит подростков равнодушными, а заставит пересмотреть свои взгляды и стать немного внимательнее к своим друзьям и родным, научить быть терпимее и добрее.

 

Наталия Смирнова,

педагог-психолог.

z

god pamyati

Памятные даты военной истории Отечества

Мы в социальных сетях:

telegram 32

prof-pl11

slugba

farvater

prof-pl22

min

Министерство труда

и социальной защиты

Калужской области

 248016 г.Калуга ул.Пролетарская, 111

Министр труда и социальной защиты

Калужской области

Коновалов Павел Вячеславович

тел. 8-4842-71-91-01


 Управление по опеке и

попечительству, демографической

и семейной политике

заместитель министра - начальник управления
Алексеева Елена Юрьевна
тел. 8-4842-719147

Отдел профилактики семейного неблагополучия
заместитель начальника управления - начальник отдела
Буслаева Елена Александровна
тел. 8-4842-719119