В рамках проводимого в Государственном бюджетном учреждении Калужской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга» областного месячника «Семья» среди родителей несовершеннолетних было проведено анкетирование. Анкетирование проводилось в 2 направлениях:
- 1.среди родителей несовершеннолетних, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении;
- 2.среди несовершеннолетних из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В первом случае анкетирование было направлено на определение характера взаимоотношений между детьми и родителями.
Всего в анкетировании приняло 7 родителей из 7 семей, находящихся в социально опасном положении. Результаты анкетирования показали следующее:
- в 3 из 7 семей родители стараются уважать выбор и интересы своего ребенка, а он любит и уважает родителей. Детско-родительские отношения вполне способствуют становлению личности несовершеннолетнего;
- в 1 семье отмечаются некоторые сложности во взаимоотношениях с ребенком, непонимание его проблем, попытки перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка;
- в 3 семьях родители непоследовательны в общении с ребенком. Он старается уважать их, хотя не всегда с ними откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств. Родители в этих семьях не являются абсолютным авторитетом для ребенка.
Во втором случае анкетирование было направлено на определение педагогических компетенций родителей и их педагогического потенциала.
В опросе приняло 27 родителей из 17 семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Результаты анкетирования вывили следующее:
- 12 родителей из 27 достаточно последовательны в воспитании ребенка. Они не делают крупных ошибок, но и больших успехов тоже. Им следует проанализировать свои методы и способы своего воспитания, задуматься над тем, где они не правы. При этом необходимо расширять арсенал своих родительских знаний и методов воздействия на ребенка.
- 15 родителей вполне хорошо справляются с воспитанием детей. При этом если они и дальше будут повышать свои педагогические компетенции, то больших проблем в воспитании и развитии детей удастся избежать.
Данные проведенного анкетирования показали, что необходимо и дальше проводить информационно-просветительскую работу среди родителей детей и подростков, направленную на укрепление детско-родительских отношений, повышение уровня педагогической грамотности родителей и формирование у них ответственного родительства.
Педагог-психолог: Наталия Смирнова