Министерство труда и социальной защиты Калужской области
Государственное бюджетное учреждение Калужской области
«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга»
Программа
профессиональной стажировочной площадкиспециалистов,
осуществляющих социальное сопровождение семей с детьми,
в том числе приемных и замещающих семей,
по направлению
«Социальное сопровождение семей с детьми, нуждающихся в социальной помощи»
Паспорт программы
Полное наименование программы |
Программа профессиональной стажировочной площадки, осуществляющих социальное сопровождение семей с детьми, в том числе приемных и замещающих семей, «Социальное сопровождение семей с детьми, нуждающихся в социальной помощи»
|
Наименование организации, реализующей Программу |
Государственное бюджетное учреждение Калужской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга» |
Нормативно-правовые документы, базовые государственные программы (по видам), авторские программы и технологии, положенные в основу программы |
Конвенция о правах ребенка от 20.10.1989 г., Семейный кодекс РФ, Федеральный закон от 24 июля 1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания в Российской Федерации, Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». |
Цель программы |
|
Срок реализации программы |
Программа рассчитана на 16 учебных часов (2 учебных дня) |
Специалисты, на которых рассчитана программа |
Специалисты по работе с семьей, специалисты по социальной работе, социальные педагоги, педагоги-психологи организаций социальной сферы |
Форма проведения занятий, технологии обучения |
Лекции, тренинги, интерактивные занятия. |
Диагностические методы и методики |
Динамическое наблюдение, анкетирование; обратная связь от участников группы обучающихся. |
Механизм отслеживания результатов работыпо программе |
Итоговая аттестация по программе проводится в форме решения практических задач и выявляет практическую подготовку слушателей. |
Условия реализации программы |
Методическое и материально - техническое обеспечение: учебно-методическая документация и материалы по разделам (модулям); учебные аудитории, оснащенные материалами и оборудованием для осуществления обучения; кадровое обеспечение реализации программы. |
Использование ИКТ-технологий при освоении программы. |
Использование мультимедийного оборудования. |
Раздел 1. Характеристика программы
Цель программы:
Стажировка специалистов учреждений социального обслуживания семьи и детей проводится в целях:
В результате освоения программы обучающийся должен знать:
В результате освоения программы обучающийся должен уметь:
В результате освоения программы обучающийся должен иметь навыки:
Раздел 2. Содержание программы
2.1. Учебный план
Категория обучающихся: специалисты по работе с семьей, специалисты по социальной работе, социальные педагоги, педагоги-психологи организаций социальной сферы.
Форма обучения: очная. Срок обучения: 16 часов, 2 дня.
Режим занятий: 8 академических часов в день.
Итоговая аттестация: 1 час.
№ п/п |
Тема занятия |
Основные вопросы темы (содержание) |
|
Сущность, содержание и основные направления социальной политики в отношении семьи и детей в Российской Федерации, Калужской области. |
Понятие о социальной политике в отношении семей с детьми. Основные направления социальной политики в отношении семьи и детей в Российской Федерации, Калужской области
|
|
Основные положения Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" от 28.12. 2013 г. и пути их реализации в практике деятельности социальных учреждений Калужской области |
Структура Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12. 2013 г., его основное содержание. Состав и содержание социальных услуг. Принципы, условия и порядок предоставления социальных услуг. Основания для признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании. Профилактика нуждаемости граждан в социальном обслуживании. Социальное сопровождение содействие гражданам при необходимости гражданам в получении необходимой медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи. Принцип осуществления социального обслуживания исходя из индивидуальной нуждаемости в социальных услугах. Разработка индивидуальной программы оказания социальных услуг. Срочные социальные услуги: обеспечение бесплатным питанием, одеждой и предметами первой необходимости, содействие в получении временного жилья, юридической и экстренной психологической помощи и др. Права и обязанности поставщиков и получателей социальных услуг. Реестр поставщиков и регистра получателей. Общественный контроль в сфере социального обслуживания. Пути реализации ФЗ-442 в практике деятельности социальных учреждений. |
|
Региональная модель социального сопровождения семей детьми. Структура и деятельность организаций социального обслуживания семьи и детей в Калужской области. |
Региональная модель социального сопровождения семей с детьми, в том числе приемных и замещающих семей. Приоритет Модели - содействовать преодолению социальной исключенности детей, находящихся в кризисной ситуации, обеспечить формирование условий для эффективной активизации потенциала каждой семьи. Профилактика социального сиротства как центральная проблема модели, как процесс, разворачивающийся в нескольких направлениях – психологическом, педагогическом, социальном, медицинском, экономическом, правовом. Ключевые принципы реализации Модели. Механизмы выявления на ранней стадии семейного неблагополучия: межведомственное взаимодействие; формирование позитивного отношения к социальным службам у родителей и детей, развитие у них потребности в обращении за социальными услугами для преодоления их семейных проблем. Система социальной защиты населения Калужской области: состав, организационные и нормативно-правовые особенности. Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры социальной помощи семье и детям, центры содействия семейному устройству: структура, задачи, функции, специфика социального обслуживания семей и детей. Особенности социального сопровождения. Модернизация структуры учреждений социального обслуживания семей и детей в Калужской области. |
4. |
Социальное сопровождение в деятельности организаций социального обслуживания семьи и детей. Требования нормативно-правовых документов к социальному сопровождению. Межведомственное взаимодействие в системе социального сопровождения в организациях социального обслуживания |
Социальное сопровождение как содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам. Требования нормативно-правовых документов к социальному сопровождению в организациях социального обслуживания Калужской области. Социально-медико-психолого-педагогический Консилиум. Понятие о межведомственном взаимодействии в системе социального сопровождения в организациях социального обслуживания. Порядок признания гражданина нуждающимся в социальном сопровождении. Субъекты межведомственного взаимодействия при социальном сопровождении |
5. |
Знакомство с деятельностью организаций социального облуживания семьи и детей Калужской области в области социального сопровождения, работа с Куратором семьи по организации социального сопровождения (выезд в учреждения) ГБУ КО СРЦН Радуга» учреждения – социальные партнеры |
Литература.
1.Конституция РФ.
2.Федеральный Закон № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ».
3.Конвенция о правах ребенка, 1990 г.
Дополнительная литература.
1.Диагностика здоровья. Психологический практикум / Под. ред. проф. Г. С. Никифорова. – СПб.: Речь, 2007. – 950 с.
2.Иващенко Г.М. и другие. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних: содержание и организация деятельности. – М., 2002. – 239 с.
3.Семаго Н. Я., Семаго М. М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. – СПб.: Речь, 2010. – 384 с., илл.
4.Яковлев В. «Ваши права, дети». Москва, 1992 г. Методическое пособие для специалистов социальной службы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. М., 2002.
5.Организация деятельности специалистов по работе с семьей и детьми.- СПб: Изд-во С. - Петерб. университета, 2004.
6.Портфель директора - Рекомендуемая документация по организации реабилитационной деятельности в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в комплексной реабилитации. Редакционный совет: Т.А. Потяева, Е.А. Семкина, Е.И. Холостова и др. – М., 2010.