Программа по направлению «Социальное сопровождение семей с детьми, нуждающихся в социальной помощи»

 

 

Министерство труда и социальной защиты Калужской области

 

Государственное бюджетное учреждение Калужской области

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга»

Программа

профессиональной стажировочной площадкиспециалистов,

осуществляющих социальное сопровождение семей с детьми,

в том числе приемных и замещающих семей,

по направлению

«Социальное сопровождение семей с детьми, нуждающихся в социальной помощи»

   

Паспорт программы

Полное наименование программы

Программа профессиональной стажировочной площадки, осуществляющих социальное сопровождение семей с детьми, в том числе приемных и замещающих семей, «Социальное сопровождение семей с детьми, нуждающихся в социальной помощи»

 

Наименование организации, реализующей Программу

Государственное бюджетное учреждение Калужской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга»

Нормативно-правовые документы, базовые государственные программы (по видам), авторские программы и технологии, положенные в основу программы

Конвенция о правах ребенка от 20.10.1989 г., Семейный кодекс РФ, Федеральный закон от 24 июля 1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания в Российской Федерации, Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Цель программы

  • формирования у специалистов профессиональных компетенций, необходимых для профессиональной деятельности в области осуществления социального сопровождения семьи и детей,
  • изучения передового опыта, приобретения и закрепления профессиональных знаний, навыков и умений,
  • получения и распространения опыта при подготовке специалистов, налаживания контактов с социальными партнерами и применения их опыта в дальнейшей деятельности.

Срок реализации программы

Программа рассчитана на 16 учебных часов (2 учебных дня)

Специалисты, на которых рассчитана программа

Специалисты по работе с семьей, специалисты по социальной работе, социальные педагоги, педагоги-психологи организаций социальной сферы

Форма проведения занятий, технологии обучения

Лекции, тренинги, интерактивные занятия.

Диагностические методы и методики

Динамическое наблюдение, анкетирование; обратная связь от участников группы обучающихся.

Механизм отслеживания результатов работы

по программе

Итоговая аттестация по программе проводится в форме решения практических задач и выявляет практическую подготовку слушателей.

Условия реализации программы

Методическое и материально - техническое обеспечение:

учебно-методическая документация и материалы по разделам (модулям); учебные аудитории, оснащенные материалами и оборудованием для осуществления обучения; кадровое обеспечение реализации программы.

Использование ИКТ-технологий при освоении программы.

Использование мультимедийного оборудования.

 

Раздел 1. Характеристика программы

Цель программы:

Стажировка специалистов учреждений социального обслуживания семьи и детей проводится в целях:

  • формирования у специалистов профессиональных компетенций, необходимых для профессиональной деятельности в области осуществления социального сопровождения семьи и детей,
  • изучения передового опыта, приобретения и закрепления профессиональных знаний, навыков и умений,
  • получения и распространения опыта при подготовке специалистов, налаживания контактов с социальными партнерами и применения их опыта в дальнейшей деятельности.

 

В результате освоения программы обучающийся должен знать:

  • Основные направления государственной демографической и семейной политики в Российской Федерации и, в частности, в Калужской области.
  • Типологию семей с детьми, нуждающихся в социальном сопровождении.
  • Методы диагностики семейной ситуации, нарушений социализации.
  • Регламенты межведомственного взаимодействия и правила обмена информацией.
  • Механизмы социального сопровождения семей с детьми, условия успешной реализации и возможные риски.

 

В результате освоения программы обучающийся должен уметь:

  • Оценивать риски, ресурсы, потенциал и возможности восстановления социального статуса семей с детьми.
  • Находить и подбирать эффективные технологии помощи семьям с несовершеннолетними.
  • Составлять социальный паспорт семьи.
  • Оформлять документы, необходимые для оказания разных видов помощи.

 

В результате освоения программы обучающийся должен иметь навыки:

  • Выявления причин неблагополучия, определения признаков пренебрежения нуждами ребенка со стороны родителей или лиц, их заменяющих.
  • Подбора методов для изучения особенностей развития несовершеннолетнего в ситуации семейного неблагополучия
  • Разработки программ оказания помощи по изменению условий жизни и воспитания детей.
  • Организации работы с сетью социальных контактов в социальном окружении семей с детьми.

 

Раздел 2. Содержание программы

2.1. Учебный план

Категория обучающихся: специалисты по работе с семьей, специалисты по социальной работе, социальные педагоги, педагоги-психологи организаций социальной сферы.

Форма обучения: очная. Срок обучения: 16 часов, 2 дня.

Режим занятий: 8 академических часов в день.

Итоговая аттестация: 1 час.

 

 

п/п

Тема занятия

Основные вопросы темы (содержание)

  1. 1.1

Сущность, содержание и основные направления социальной политики в отношении семьи и детей в Российской Федерации, Калужской области.

Понятие о социальной политике в отношении семей с детьми. Основные направления социальной политики в отношении семьи и детей в Российской Федерации, Калужской области

 

  1. 2.

Основные положения Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" от 28.12. 2013 г. и пути их реализации в практике деятельности социальных учреждений Калужской области

Структура Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12. 2013 г., его основное содержание.

Состав и содержание социальных услуг. Принципы, условия и порядок предоставления социальных услуг. Основания для признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании.

Профилактика нуждаемости граждан в социальном обслуживании. Социальное сопровождение содействие гражданам при необходимости гражданам в получении необходимой медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи. Принцип осуществления социального обслуживания исходя из индивидуальной нуждаемости в социальных услугах. Разработка индивидуальной программы оказания социальных услуг.

Срочные социальные услуги: обеспечение бесплатным питанием, одеждой и предметами первой необходимости, содействие в получении временного жилья, юридической и экстренной психологической помощи и др.

Права и обязанности поставщиков и получателей социальных услуг. Реестр поставщиков и регистра получателей. Общественный контроль в сфере социального обслуживания.

Пути реализации ФЗ-442 в практике деятельности социальных учреждений.

  1. 3.

Региональная модель социального сопровождения семей детьми. Структура и деятельность организаций социального обслуживания семьи и детей в Калужской области.

Региональная модель социального сопровождения семей с детьми, в том числе приемных и замещающих семей. Приоритет Модели - содействовать преодолению социальной исключенности детей, находящихся в кризисной ситуации, обеспечить формирование условий для эффективной активизации потенциала каждой семьи. Профилактика социального сиротства как центральная проблема модели, как процесс, разворачивающийся в нескольких направлениях – психологическом, педагогическом, социальном, медицинском, экономическом, правовом.

Ключевые принципы реализации Модели. Механизмы выявления на ранней стадии семейного неблагополучия: межведомственное взаимодействие; формирование позитивного отношения к социальным службам у родителей и детей, развитие у них потребности в обращении за социальными услугами для преодоления их семейных проблем.

Система социальной защиты населения Калужской области: состав, организационные и нормативно-правовые особенности.

Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры социальной помощи семье и детям, центры содействия семейному устройству: структура, задачи, функции, специфика социального обслуживания семей и детей.

Особенности социального сопровождения.

Модернизация структуры учреждений социального обслуживания семей и детей в Калужской области.

4.

Социальное сопровождение в деятельности организаций социального обслуживания семьи и детей. Требования нормативно-правовых документов к социальному сопровождению. Межведомственное взаимодействие в системе социального сопровождения в организациях социального обслуживания

Социальное сопровождение как содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам.

Требования нормативно-правовых документов к социальному сопровождению в организациях социального обслуживания Калужской области. Социально-медико-психолого-педагогический Консилиум.

Понятие о межведомственном взаимодействии в системе социального сопровождения в организациях социального обслуживания.

     Порядок признания гражданина нуждающимся в социальном сопровождении. Субъекты межведомственного взаимодействия при социальном   сопровождении

5.

Знакомство с деятельностью организаций социального облуживания семьи и детей Калужской области в области социального сопровождения, работа с Куратором семьи по организации социального сопровождения (выезд в учреждения)

ГБУ КО СРЦН Радуга»

учреждения – социальные партнеры

 

 

Литература.

 

1.Конституция РФ.

2.Федеральный Закон № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ».

3.Конвенция о правах ребенка, 1990 г.

 

Дополнительная литература.

 

1.Диагностика здоровья. Психологический практикум / Под. ред. проф. Г. С. Никифорова. – СПб.: Речь, 2007. – 950 с.

2.Иващенко Г.М. и другие. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних: содержание и организация деятельности. – М., 2002. – 239 с.

3.Семаго Н. Я., Семаго М. М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. – СПб.: Речь, 2010. – 384 с., илл.

4.Яковлев В. «Ваши права, дети». Москва, 1992 г. Методическое пособие для специалистов социальной службы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. М., 2002.

5.Организация деятельности специалистов по работе с семьей и детьми.- СПб: Изд-во С. - Петерб. университета, 2004.

6.Портфель директора - Рекомендуемая документация по организации реабилитационной деятельности в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в комплексной реабилитации. Редакционный совет: Т.А. Потяева, Е.А. Семкина, Е.И. Холостова и др. – М., 2010.

z

god pamyati

Памятные даты военной истории Отечества

Мы в социальных сетях:

telegram 32

prof-pl11

min

Министерство труда

и социальной защиты

Калужской области

 248016 г.Калуга ул.Пролетарская, 111

Министр труда и социальной защиты

Калужской области

Коновалов Павел Вячеславович

тел. 8-4842-71-91-01


 Управление по опеке и

попечительству, демографической

и семейной политике

заместитель министра - начальник управления
Алексеева Елена Юрьевна
тел. 8-4842-719147

Отдел профилактики семейного неблагополучия
заместитель начальника управления - начальник отдела
Буслаева Елена Александровна
тел. 8-4842-719119