Полезная информация

Семья для ребенка

Главный замысел и цель семейной жизни - воспитание детей.
Главная школа воспитания - это взаимоотношения
мужа и жены, отца и матери.

 В. А. Сухомлинский

 

Семья и семейные отношения играют важнейшую роль в психическом и личностном развитии ребенка. Это знают, пожалуй, все. Однако, мало что меняется в самом качестве семейного воспитания. Все изменения в отношениях семьи с ребенком, в основном, связаны с ориентацией взрослых на более раннее и более сложное образование и развитие малышей. При этом ответственность за образование ребенка родители, как правило, предпочитают возлагать на всевозможные центры развития ребенка, учебные заведения.

Все знают и понимают, что семья незаменима для развития ребенка. Семья для ребенка – это место его рождения и основная среда обитания. Она определяет очень многое в жизни ребенка. Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям. Благополучию ребенка способствуют доброжелательная атмосфера и такая система семейных отношений, которая дает чувство защищенности, любви и принятия, стимулирует и направляет его развитие. Любовь родителей - величайший и незаменимый источник духовного и эмоционального развития ребенка, его нравственных качеств, чувства уверенности в себе, позитивного восприятия мира.

Даже для взрослых людей вопрос о том, что такое семья, является непростым. Характеристик семьи с точки зрения ребенка значительно больше, и у них есть некоторые закономерности. Что такое семья для ребенка?

Семья для ребенка:

 - это обязательное наличие ребенка в семье, а вот членами семьи они могут считать не только папу и маму, это может быть соседка по дому, бабушка, мамина подруга, папин приятель или, например, рыбка;

- это совместное пространство, где живут ее члены. Именно поэтому членом семьи может оказаться кошка, живущая в той же квартире, а бабушка или кто-то из родителей, живущие отдельно, в члены семьи не попадает;

- это общая жизнь, которая объединяет действия ее членов. Например, если семья ждет гостей, то бабушка пылесосит, мама печет пирог, папа уехал за продуктами, а ребенок накрывает на стол. Для ребенка семья – это наличие общего смысла деятельности.  Если разные люди выполняют отдельные действия, которые, по мнению ребенка, никак не связаны между собой, то это может быть чем угодно, но семьей в сознании ребенка не является.

Только такая семья является для ребенка благоприятной средой, которая способствует его полноценному психическому и личностному развитию. 

Многие родители стараются оградить ребенка от общих дел, не привлекают его к совместным действиям, ребенок живет в некой изоляции от того, что, по мнению ребенка, является семьей. В других случаях семейная жизнь может провоцировать возникновение проблем в поведении и развитии малыша, общении с окружающими. 

Влияние семьи на развитие ребенка.

Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, которое является одним из основных условий нормального развития ребенка. Она дает ребенку возможность без опасений и страха взаимодействовать с внешним миром, осваивать новые способы его исследования и реагирования. Родители для ребенка являются источником необходимого жизненного опыта. Дети учатся у них определенным способам и моделям поведения.
Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенный тип поведения, а также применяя наказания и определяя приемлемую для себя степень свободы действий ребенка. Семья - это школа отношений с людьми. Общение в семье влияет на формирование мировоззрения ребенка, позволяет ему вырабатывать собственные нормы, взгляды, идеи.

Помните: отношения в семье оказывают решающее воздействие на развитие ребенка!

Если вам нужны помощь или консультация, вы можете обращаться к специалистам по адресу: Дзержинский район, д. Жилетово, д.4а или позвонить по телефону – (48434) 4-29-68. Или написать письмо: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. Сайт:срц-радуга.рф

 

Наталия Смирнова,

педагог-психолог ГБУ КО СРЦН «Радуга».

Советы логопеда родителям будущих первоклассников

       Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения

ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.

      У многих детей нередко наблюдается нерезко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем оно может помешать хорошей учебе. Могут появится проблемы в обучении ребенка письму и чтению (дисграфия – нарушение процесса письма и дислексия – нарушение процесса чтения).

       Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии малыша и исправить их до начала его обучения грамоте. 

Родителям следует обратить внимание на следующее: 

1. Состояние звукопроизношения.

Ребенок к шести годам должен четко произносить все звуки. 

2. Состояние фонематических процессов.

Этот раздел подразумевает умение ребенка подбирать слова с определенным звуком, владение навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков), умение различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы и др. 

3. Состояние грамматического строя.

Следует обратить внимание на словообразование (дождь - дождик), словоизменение (стул - стулья), согласование (желтый мяч), управление (вышел из дома, рассказал о друге). 

4. Состояние слоговой структуры слова.

Шестилетний ребенок умеет безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод и т.п. 

5. Состояние словарного запаса

 В  словаре  6-7-летнего  ребёнка  должно  быть  около  2000  слов,  причём  среди  них представлены  все  части  речи.  Если  вы  хотите,  чтобы  речь  вашего ребёнка  отвечала  возрастной  норме,  а  словарь  был  достаточно  богатым,  старайтесь,  во-первых,  сами  говорить  правильно,  во-вторых,  больше  времени  находить  для  общения  с  ребёнком,  а  в-третьих,  заниматься  с  ним.

6. Состояние связной речи

Учите детей отвечать полными предложениями на вопросы, предложите сочинить сказку, продолжить предложение, описать то, что происходит на улице, картине, пересказать сказку, рассказ и т. д.

    Когда ребенок освоит пересказ сказок, можно переходить к более сложным текстам 

А также:

Развитие мелкой моторикиЧасто  обучение  письму  вызывает  у  детей  наибольшие  трудности.

Для  того    чтобы  избежать проблемы,  нужно  решить    вопрос  с  готовностью  к  письму  непосредственно руки. Лепка из пластилина замечательно  воздействует  на    мелкую  моторику.  Такие   упражнения,  как застёгивать  и  расстёгивать  пуговицы,  пришивать  их,  пытаться  оторвать  (но  только  без  ущерба  для одежды,  на  специальном  материале).  

Полезно  развязывание  узелков  на  шнурках,  раскрашивание,  рисование  (фломастеры  не  рекомендуются), графические  упражнения  (штриховка),  нанизывание  бус, бисероплетение,  собирание  пазлов,  мозаики. 

Состояние пространственных функций : умение определять «право – лево» в различных условиях, положениях тела, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях. 

Коммуникативные функции : общение с детьми, взрослыми, умение слушать, запоминать и выполнять инструкции. 

Состояние игровой деятельности :умение играть самостоятельно, в группах, развитие сюжетной игры, умение придумывать и принимать правила. 

Мотивация :наличие желания учиться, узнавать новое.

Развитие элементарных математических навыков: счет в пределах 10, решение элементарных задач. 

Развитие процессов внимания, памяти: например, запоминание 7-8 слов, предметов. 

Развитие мышления: обобщение «назови одним словом», классификация «распредели на группы», выделение лишнего с объяснением. 

Если ребенок читает:

Чтение должно быть плавное, послоговое, ребенок понимает прочитанное.

Письмо печатными буквами, нет зеркально написанных букв.

Надеюсь, что все перечисленное вышеу вашего ребенка на «5+». 

Если имеются проблемы – не огорчайтесь, есть специалисты, которые помогут Вам и вашему ребенку, главное - своевременное выявление нарушений и раннее начало коррекционных мероприятий. 

В группу риска попадают следующие дети: 

- Если ребенок левша.

- Если он – переученный правша.

-Если ваш ребенок посещал логопедическую группу.

-Если в семье говорят на двух и более языках.

-Если ребенок слишком рано пошел в школу.

-Если у ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.

-Если нарушено звукопроизношение (возможны ошибки на письме: ребенок пишет то, что говорит).

-Если нарушено фонематическое восприятие (ребенок не может правильно повторить слоги, набор звуков). 

У детей, владеющих навыком письма и чтения, особое внимание необходимо обратить на характер ошибок, логопедическими ошибками считаются: 

-Смешение букв по оптическому сходству (т-п, а-о).

- Пропуски букв, слогов.

-Недописывание, наращивание слов. 

   Родителям необходимо помнить, что развивая речь ребенка, мы закладываем основу для формирования высших психических функций (воображения, памяти, мышления), и, следовательно, для успешного обучения ребенка в школе. 

Самое главное, что вы должны оставаться для вашего ребёнка любящим и

понимающим родителем и не берите на себя роль учителя. 

Успехов Вам!

Инна Коновалихина, логопед

Семья – самое важное в жизни человека

8 июля в России отмечается очень душевный и глубокий по замыслу праздник – День семьи, любви и верности.  Этот праздник доказывает, что несмотря на все демографические сложности, наша страна все еще помнит и ценит то, что истинно важно. То, что укрепляет не только отдельно взятого человека, делает здоровой его психику, но и укрепляет государство. Этот праздник появился в память о Муромском князе Петре и его жене Февронии, которые жили в Древней Руси и почитаются как покровители семьи и брака.

Петр и Феврония стали образцами супружеской верности, взаимной любви и семейного счастья еще при жизни. По легенде они умерли в один день — 25 июня (по новому стилю — 8 июля) 1228 г. Примерно через 300 лет после кончины Петр и Феврония были причислены Русской православной церковью к лику святых. Сегодня мощи святых Петра и Февронии покоятся в Свято-Троицком женском монастыре в Муроме.

Думаю, никто не станет оспаривать то, что семья – самое важное в жизни человека. Семья дает человеку любовь, уважение, солидарность, привязанность, то, без чего не бывает ни одно общество, без чего не может человек. Семья — это пристань, крепость, которая защищает нас от многих невзгод. Семья — это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Семья — это не просто родственники, которые живут вместе, это люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни. Нет ничего дороже семьи. А рождение детей неизмеримо обогащает нашу жизнь, наполняет неведомыми ранее эмоциями. 

Посмотрите, какое чудотворное влияние оказывают на нас наши дети. С их появлением в семье все изменяется в нашей жизни. Рядом с ними мы становимся лучше, развиваемся, узнаем и пробуем новое, делаем неожиданные открытия – о себе, о мире и о них, наших вдохновителях. Если быть точнее, они дают нам шанс духовно вырасти, отогреть наши сердца и услышать тот голос, который звучит там. Не это ли смысл жизни? Часто говорят, что счастье – в наших детях. А, может, счастье – и в детях, и в том, что происходит в нас благодаря им?

Например, неорганизованные родители с появлением детей учатся планировать, а организованные – не привязываться к своим планам. Болтливые – учатся молчать и слушать, а неразговорчивые – рассказывать и общаться.

Остановитесь на мгновенье, оставьте все дела и посмотрите на своих близких другими глазами, скажите им добрые слова. Пожелания в День семьи, любви и верности должны быть от чистого сердца, сказанные с нежностью. В них должна присутствовать любовь и ощущаться ее теплота. Расскажите близким о том, как они вам дороги и что для вас значит семья. В этот день можно не скрывать своих чувств. Признайтесь в любви человеку, который об этом не догадывается. Вспомните с супругом или супругой лучшие моменты Вашей семейной жизни. И – будьте счастливы!

 

Наталия Смирнова,

педагог-психолог ГБУ КО СРЦН «Радуга».

Отношения между родителями и детьми

Многие современные родителя хотят стать для своего ребенка не только наставниками, но еще и настоящими друзьями. Это очень похвальное желание, считают детские психологи. Мы тоже придерживаемся этого мнения и хотим дать некоторые советы, в каком направлении двигаться.

Устанавливать правильные отношения с ребенком необходимо уже с младенчества. Всегда нужно пытаться понять ребенка, даже если кажется, что он просто раскапризничался. Не ругайте его, а просто спокойно попытайтесь объяснить, как поступать хорошо, и что значит «плохо», и что вы чувствуете, когда ребенок вас огорчает своим поведением. Такие беседы вам  будет нужно проводить с детьми постоянно. Таким образом, мама и папа передают своим детям основы их мировосприятия, а дети постепенно начинают разделять эти взгляды. Так возникает духовная близость между членами семьи.

С другой стороны, никогда не стоит забывать, что любой ребенок - отдельная самостоятельная личность, которой необходимо на своем опыте познавать окружающий мир. Поддерживайте во всех его начинаниях – в горе и в радости, делитесь сокровенным, учите искать близких по духу друзей и строить правильные отношения с окружающими. Не осуждайте, не критикуйте, выслушивайте, давайте советы, размышляйте вместе о причинах неудач и путях исправления ситуации. Общайтесь на равных и высказывайте свое мнение ненавязчиво. Проводите вместе больше времени: разговаривайте о жизни, смотрите фильмы, читайте книжки, путешествуйте, отправляйтесь на прогулки и в походы. 

Несколько полезных рекомендаций:

  1. Общаясь с ребенком, опускайтесь на уровень глаз ребенка (в прямом смысле – уравнивайте разницу в росте: садитесь на стул, присаживайтесь на корточки), чтобы смотреть друг другу в глаза во время разговора.
  2. Не только учите ребенка сами, но и просите, чтобы он вас чему-нибудь научил. У детей всегда есть чему поучиться!
  3. Делитесь с детьми семейными планами, спрашивайте их мнение, если вы планируете семейный отпуск, выбираете спортивные секции или кружки и т.п.
  4. Приучите себя стучать, заходя в комнату ребенка. Спрашивайте разрешения, если хотите взять его вещи.
  5. Давайте детям посильные поручения и обязательно хвалите после выполнения просьбы.
  6. Воспитывайте ребенка-оптимиста: находите в плохом что-то хорошее, поддерживайте в трудных ситуациях, приводите аналогичные примеры из своей жизни.
  7. Позволяйте детям делать собственные ошибки, понимать и принимать ответственность за последствия своих решений. Ведь отрицательный опыт тоже необходим! Поддержите и подбодрите его в данной ситуации.
  8. Поощряйте ребенка в выражении своих эмоций, даже негативных, даже громко! Делитесь с детьми своими чувствами. Каждый день выделяйте не менее 10 минут на подобное общение. При этом очень важен телесный контакт: погладьте, поцелуйте, обнимите любимого человечка.
  9. Обязательно просите прощения, если вы оказались неправы.  

Если ребенка в семье понимают, любят и принимают таким, какой он есть, то он обязательно будет расти уверенным в себе и счастливым человеком. Мы желаем успехов вам и вашим детям!

 Наталия Смирнова,

педагог-психолог ГБУ КО СРЦН «Радуга».

От чего нужно защищать детей?

Первый день лета во многих странах отмечается Международный день детей (International Children's Day). Этот праздник многим россиянам знаком как Международный день защиты детей.

Но День защиты детей — это не только веселый праздник для самих детей, это и напоминание обществу о необходимости защищать права ребенка, чтобы все дети росли счастливыми, учились, занимались любимым делом и в будущем стали замечательными родителями и гражданами своей страны.

Дети – слабые и беззащитные члены общества: они не способны в полную силу постоять за себя, полностью зависят от взрослых и лишены свободы выбора. В мире взрослых есть день, когда принято на официальном уровне проявлять заботу о маленьких гражданах и давать им понять, что они – самое ценное, что есть у человечества.

Если не касаться уголовных аспектов злодеяний против детей, изложенных в кодексах и законах, стоит обратить внимание на те возможности защиты их интересов, которые находятся в компетенции их родных и близких.

Детей нужно защищать от безразличия. Считается, что родители и любовь к детям – понятия неразделимые, но никто не дает гарантии, что материнский инстинкт «проснется», а факт биологического отцовства не является фактором, определяющим качество заботы о ребенке. Мамы и папы, погруженные в себя, пытаются отгородиться от своих детей занавесом из подарков и потакания прихотям, подменяя истинную заботу материальными ценностями. Дети особенно чувствительны к безразличию, которое может породить в них ощущение ненужности и заставляет неадекватными способами вновь завоевывать внимание взрослых. Хроническое откладывание воспитания «на потом» приводит к «упущению» моментов жизни, которые невозможно вернуть.

Детей нужно защищать от пагубных влияний. По сравнению с большим и жестоким миром, семья – это стерильная камера, служащая надежным щитом от негатива окружающей социальной среды. Рано или поздно ребенку предстоит выйти из тепличных условий и лицом к лицу встретиться с вызовами общества. Родители могут смягчить «вхождение» во враждебную среду, своевременно прививая понятия хорошего и плохого. Простых категорических запретов не достаточно: важно подкрепить родительское «нельзя» примерами и причинами. Общение с ребенком не должно превратиться в выдвижение ультиматумов и моральный «расстрел» за любое отступление от установленных правил. Предоставление детям права на ошибку – один из методов ознакомления ребенка с морально-этическими основами жизни среди людей.

Детей нужно защищать от чрезмерной опеки. Ребенок находится под полным контролем взрослых до того момента, пока не сможет сам себя обеспечивать в финансовом плане, хотя уже с наступлением совершеннолетия он может помахать родителям ручкой и «выпорхнуть» из семейного гнезда. Куда, как и за чей счет «лететь» – это другой вопрос. Гиперопека проявляется в попытке присутствовать во всех аспектах жизни ребенка – от учебы до развлечений, в стремлении не только контролировать, но и практически влиять на выбор друзей, одежды, места учебы.

Ошибочный подход к ребенку как к своему продолжению, своей полной копии способствует развитию у родителей «комплекса Бога». Они пытаются искусственно насадить свои представления о жизни, завладеть мыслями и действиями чада, не принимая во внимание, что ребенок обладает индивидуальной волей и что его взгляды на жизнь могут отличаться от родительских. Он не является отражением родителей, но может стать жертвой попыток превратить его в таковое.

Практика показывает, что каждый день права детей нарушаются, но эти факты остаются без внимания: норма родительской заботы о детях – довольно размытое понятие, так же как и норма общественного контроля действий нарушителей.

Мы верим, что в ваших семьях царит любовь и понимание, что ваши дети окружены лаской и вниманием.

А если вам нужны помощь или консультация, вы можете обращаться к нашим специалистам по адресу: Дзержинский район, д. Жилетово, д.4а или позвонить по телефону – (48434) 4-29-68. Или написать письмо: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. Наш сайт:срц-радуга.рф 

Наталия Смирнова,

педагог-психолог ГБУ КО СРЦН «Радуга».

Почему разводящимся нужнее психолог и адвокат, чем друг или сосед

Этой статьей нам хотелось бы подготовить тех, кому предстоит пройти судебный развод к психологическим аспектам этого процесса. Помочь задуматься о последствиях своих действий для себя, бывших супругов и детей. Показать, что понимание происходящего и принятие объективной реальности может спасти иногда от поступков, о которых потом придется жалеть. 

Ссоры. Конфликты. Развод. Таков по статистике финал более, чем половины браков. Часть из разводов заканчивается мирно без раздела имущества, друзей и детей. Но везет далеко не всем. Многим бывшим супругам приходится сталкиваться с затяжными судебными процессами. В серии статей практикующий специалист по семейной психологии и праву рассказывает, чего стоит от этого ожидать, как себя вести и на что надеяться. Развод – очень сложный эмоционально процесс, когда каждый, казалось бы бытовой или абсолютно формальный, юридический шаг, может вызывать, как тяжелую психологическую реакцию в настоящем, так  и последствия в будущем.

В нашей культуре не принято вдаваться в основы права с детства. Во взрослом же возрасте мы полагаем, что каждый должен заниматься своим делом, а законами пусть занимаются юристы. Многие не знают законодательства собственной страны, полагаются на слухи и советы знакомых.

«Коллега по работе говорила, что суд всегда на стороне матери», - объясняет свое нежелание обращаться к адвокатам женщина, проходящая судебный развод и раздел имущества, объективно находящаяся на грани проигрыша.

«Друг сказал, что в суде все женщины заодно, и у меня нет реальных шансов на воспитание ребенка», - объясняет бывший муж свое намерение не обращаться в суд за определением места жительства ребенка.

Не принято обращаться и к психологу - друг на кухне куда надежнее и дешевле. «Подруга мне тогда сказала, что я права во всем, и раз он не хочет платить, как я сказала, то ребенку он не нужен», - поясняет пришедшая на консультацию мама сложного подростка отсутствие отца в жизни ребенка. «Друг говорил, что надо платить поменьше алиментов, чтобы бывшая поняла, кого потеряла», - сетует мужчина, сын которого уже 3 года отказывается даже к телефону подходить, если звонит отец.

Ожидали ли таких последствий эти люди и их друзья? Конечно, нет. Просто они либо были лишены необходимой информации ввиду отсутствия нужного опыта и знаний, либо приняли одну сторону в конфликте, пожалели ее и поддержали, как могли. Мало у кого в период конфликта найдутся друзья, которым хватит духу и самообладания попытаться рассмотреть конфликт объективно, не принять обиду за друга на себя и действовать исходя из этого. Мы склонны видеть в друге правоту, а в его обидчике агрессора и врага, мы склонны поддаваться импульсу, а не действовать разумом с расчетом на будущее.

От того, что отец перестанет давать деньги на еду ребенку, его бывшая жена вряд ли осознает, каким прекрасным он был человеком, и что она потеряла. Обида лишь будет разрастаться, ведь теперь она еще и за ребенка. От того, что отец мало платит ребенку, не становится понятнее и проще его потеря и разгоревшийся конфликт. В зависимости от возраста ребенок выберет виноватого, только стоит помнить, что в выборе между равными, он зачастую выбирает себя. Как бы не обидно было супругу, не являющемуся причиной конфликта или инициатором развода (зачастую это разные люди), для ребенка родители равны. Нет, он относится к ним по-разному в силу пола, возраста и иных жизненных обстоятельств, но любит одинаково. В момент, когда кто-то должен быть виноватым, он принимает вину на себя, что может привести к весьма печальным последствиям. Наиболее распространены уход в «плохую компанию», снижение успеваемости, повышение агрессии, тревожности, снижение самооценки.

Главное, что надо понять, суд – это война. Это больно и грязно. Все участники узнают много нового о совместной жизни и роли в ней, о себе, родственниках и друзьях. В этой войне почти никогда нет победителя, и его не может быть, просто достигается цель, а потом понадобятся годы на то, чтобы научиться с этим «достижением» жить.

Если рассматривать развод в семьях с детьми, то в 99, 9% случаев – это необходимая работа над тем, как будет все дальше, когда «отгремят пушки», потому что дети должны жить в мире, и этот мир им обеспечиваем мы.

Специалисты не вовлечены в ситуацию, стоят на стороне клиента, но действуют разумом и поэтому могут помочь избежать множества последствий. Психологи и адвокаты помогут сдержаться там, где это необходимо, и защитить себя и детей там, где это оправдано. Помогут не совершить поступков и не произнести слов, которые еще долгие годы, будут помнить участники столкновения. Иногда это сказанные нам слова, иногда сказанные нами.

И если вас касается тема, поднятая нами, вы можете обратиться за помощью или консультацией к специалистам Государственного бюджетного учреждения Калужской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга».

Специалисты Психологической службы примирения супругов вместе с вами разберутся в сложной ситуации, помогут найти из нее максимально приемлемый для всех сторон, и, главное, для ребенка, конструктивный выход.

Мы всегда ждем вас по адресу: д. Жилетово, д. 8а. Вы можете позвонить по телефону: (48434) 4-29-68. Написать письмо: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

 

Наталия Смирнова,

педагог-психолог ГБУ КО СРЦН «Радуга».

 

Отцы глазами детей

 

Пару лет назад накануне мужского праздника для детей был подготовлен опрос «Отцы глазами детей». Учащимся было предложено рассказать о своих отцах, но не только о том, за что они любят своего папу (как в традиционных предпраздничных сочинениях), но и отметить недостатки, которые огорчают, а порой и мешают им жить. Ответы давали дети в возрасте от 6 до 16 лет. Что же не нравится детям в собственных отцах? Больше всего они не любят, когда папа ругает («сердится на меня и на маму», «злой и нечестный», «ворчит, ходит с плохим настроением», «меня бьет и на меня кричит» или даже «орет») – более половины детей написали об этом. На втором месте недовольство большой занятостью отцов на работе: «долго работает», «работает по ночам», «почти всегда на работе». Расстраивают детей и пристрастие отцов к курению и/или алкоголю, «пьет и курит прямо передо мной».

Кроме того, не нравится, когда папа не хочет играть или запрещает это ребенку, «много смотрит телевизор» и «много спит», «не обращает на меня внимания».

Плохо еще, когда папа «расстраивается», «обиделся», «далеко в командировке», «стал хуже», «не хочет со мной идти спать», «ругает дедушку». Поэтому дети хотят, чтобы папы были добрыми, не ругали (о последнем, правда, сказали только двое, значит, хоть и неприятно, что папа ругает, но это бывает не настолько часто и компенсируется хорошими чертами). Конечно же, дети хотят большего внимания пап: «чтобы всегда был со мной», «ходил гулять со мной и с сестрой», «во всем помогал», «всегда меня любил», и даже так - «почаще приходил с работы».

Некоторые хотят видеть отца успешным в профессиональной деятельности: «чтобы был самым лучшим в своих работах», «всегда был на работе и ухаживал за мамой» (пока же папа много спит), даже конкретные специальности называют («хочу, чтобы папа был врачом», «самым известным художником», милиционером, президентом).

Тем, кто курит и пьет, дети желают не делать этого: «хочу, чтобы он не пил водку, не курил и не пил пиво».

Задумываются дети и о материальном благополучии и хотят, чтобы папа зарабатывал много денег, а одна девочка добавила: «чтобы хватало на мои расходы». Для кого-то же проблема маленькой зарплаты так актуальна, что, даже представив себя отцом в будущем, мальчик написал одно: «буду много получать».

Что касается остальных мальчиков, то они написали следующее: «Когда я стану папой: «Я не буду подавать плохой пример своим детям» (его папа курит), «Буду любить их», «Мой сын тоже будет гордиться мной» (папой доволен полностью), «Стану самым лучшим на свете», «Я сделаю своего сына сильным», «Я буду добрый и веселый», «сильный и добрый», «сильный», «буду работать».

Хочется отметить, что несмотря даже на серьезные недостатки, у каждого папы есть то, чем им можно гордиться. Абсолютно все дети нашли это в своих отцах: «Он такой хороший, сильный, мужественный, умный, очень общительный», «он мой отец и он просто идеал», «он меня не ругает», «разрешает почти все» (безусловно, это почти что подвиг).

Гордятся отцами за то, что они сильные, добрые (причем это качество важно как для девочек, так и для мальчиков), не на последнем месте папина деятельность – «папа умелый», у него замечательная работа, интересная профессия, он умеет красиво рисовать.

Можно гордиться папой и за то, что «он меня любит», а еще просто за то, что «он мой отец». Если папа красивый, веселый, общительный, им тоже можно гордиться. Если папа «хорошо учился», «был лучше всех в школе», то это замечательный пример для подражания. Ну и, конечно же, достойны гордости мужские заслуги: «смелый», «прослужил в армии», «выиграл медаль», «зарабатывает деньги». Хотя последнее иногда наводит на грустные мысли, не является ли папа для ребенка всего лишь источником материальных благ, тем кто «покупает шоколадки», а кому-то «покупает все» или «дает деньги».

Не забывайте, что вашим детям нравится, когда папа с ними играет, гуляет, катается на лыжах, ходит на рыбалку, помогает учить уроки, одним словом, общается, уделяет внимание, например, «делает мне чай». Об этом же они думают, когда пишут «Мне нравится, когда папа не на работе», «Приходит с работы», -«Раньше возвращается». Хорошо, когда папа «добрый», «не ругается», веселый, вежливый, «любит меня», «доволен мной». Мальчикам нравится, когда папа занят мужскими делами: «чинит электричество», «что-нибудь мастерит».

И как всегда к празднику - наши добрые пожелания отцам здоровья, успехов в работе, долгой жизни, счастья.

«Желаю, чтобы папа - был таким красивым, как сейчас и не старел, таким сильным и хорошим, добился чего хочет в жизни, жил долго и счастливо и всю жизнь был рядом со мной, осуществил свою мечту», - так пишут ваши дети. Примите их пожелания и попробуйте исполнить их мечты. И будет мир в вашем доме!

Людмила Петрова,

педагог-психолог

 

 

Роль папы в жизни ребенка


Не видите этот документ? Нажмите здесь

Ошибки воспитания разведенными родителями

Расторжение брака, несомненно, испытание для всей семьи. Некоторые психологи считают именно развод, а вовсе не смерть близких, одной из самых распространенных и серьезных причин, вызывающих депрессию. В любом случае, развод — это всегда серьезная психологическая травма. Но если у пары есть дети, то драматизм события увеличивается в несколько раз, ведь бремя переживаний ложится не только на плечи бывших супругов, но и на хрупкие плечики ребенка. Ни один малыш не может понять и принять, что нерушимый для него союз мамы и папы вот так вдруг распадется.

Поэтому перед родителями встает сложная задача — сохранить лицо, вести себя спокойно и достойно, несмотря на внутреннюю опустошенность, помочь ребенку адаптироваться к новым условиям жизни, дать ему ощущение стабильности и безопасности. Ребенок ни в чем не виноват, и его нужно защитить от столь распространенного в данной ситуации чувства вины. Однако, несмотря на желание родителей не навредить своему ребенку, многие из них все равно допускают ошибки, которые могут быть вызваны отчаянием, негативными эмоциями и чувством обиды. Мы решили проанализировать самые распространенные из них.

Ошибка первая. Разрушение принятых в доме правил.

Развод, безусловно, выбивает из колеи. Погруженному в свои мысли родителю, с которым теперь будет жить ребенок, может быть не до соблюдения правил, которые раньше были приняты в семье, поэтому он может запрещать ранее дозволенное или, наоборот, разрешать то, что следовало бы запретить. Родитель даже не подозревает, что таким образом он методично разрушает привычный уклад жизни малыша.

Рекомендация: продолжайте соблюдать установленные в доме правила и придерживаться привычной системы воспитания. Если ребенку было разрешено отдыхать после школы полчаса за просмотром мультфильмов, пусть это правило остается неизменным и тогда, когда один из родителей покинет дом. Если вы ежедневно читали малышу перед сном, старайтесь вечерами дарить крохе добрую сказку в вашем исполнении. Не начинайте чрезмерно хвалить, жалеть, ругать ребенка за оценки, если раньше этого не делали. Так, соблюдение установленных в доме правил поможет малышу понять, что мир не рухнул и его привычный ритм жизни в целом останется прежним. А дисциплина даст ребенку ощущение безопасности, и адаптация к новым обстоятельствам пройдет менее болезненно.

Ошибка вторая. Конкуренция между супругами.

После развода один из родителей может начать «отвоевывать» любовь малыша у другого (или оба родителя друг у друга — каждый со своей стороны). Он будет стремиться стать для ребенка лучше, чем второй, — разрешит есть сладости после того, как малыш уже почистил зубы, играть в компьютерные игры более положенного времени, заменять уроки в школе совместным походом в зоопарк и т. д. Однако такой «хороший» родитель не думает о последствиях своих действий. Ведь ребенок запросто может начать манипулировать родителями с помощью фразы «А вот папа (мама) мне разрешает…». И если уязвленные родители вступят в негласную войну друг с другом, где главным оружием будет большая степень потакания малышу, то они рискуют воспитать ребенка избалованным, капризным и не признающим родительского авторитета. Ну и, безусловно, подобная борьба полностью разрушит и без того сложные отношения бывших супругов.

Рекомендация: исключите из отношений с бывшим супругом (или с бывшей супругой) какую бы то ни было конкуренцию за любовь малыша. Да, брак распался, но бывшие муж и жена продолжают оставаться папой и мамой для ребенка. И, несмотря на непростую ситуацию, им нужно постараться стать союзниками в вопросах воспитания малыша. И неважно, с кем он будет жить, — ответственность за жизнь ребенка и за то, каким человеком он станет, когда вырастет, несут оба родителя.

Ошибка третья. Излишняя опека.

Один из родителей, с кем остаются жить дети (чаще всего, это мать), старается компенсировать отсутствие отца/матери своим влиянием. По отношению к детям он занимает опекающую позицию, старается все контролировать, сдерживает инициативу ребенка. Такая форма поведения способствует формированию эмоционально ранимой, безынициативной, несамостоятельной, подверженной внешним влияниям, эгоистичной личности.

Рекомендация: не делайте из ребенка жертву. Но в то же время почаще говорите ребенку, как сильно вы его любите, как он вам дорог, как вы счастливы, что он у вас есть.

Ошибка четвертая. Утаивание фактов плохого поведения ребенка.

Почему-то после развода родителям не хочется признаваться, что именно в их доме малыш может не слушаться и вести себя абсолютно несносно. Они будто бы искренне удивляются, когда бывший партнер жалуется на поведение ребенка: «Да? А у нас дома все хорошо. Странно, может, проблема в тебе?». И вместо того, чтобы вместе обсудить поведение ребенка, они своими репликами оскорбляют родительские чувства бывшего супруга (супруги). А это как раз тот случай, когда родителям надо действовать в одном направлении!

Рекомендация: не нужно скрывать от бывшего супруга (супруги) факты плохого поведения ребенка. Лучше вместе разберитесь, почему малыш себя так ведет и как это можно пресечь. И уж тем более не нужно предлагать ребенку обманывать другого родителя: «Давай мы не будем рассказывать папе, что произошло на самом деле? Лучше скажем так…». Подобные договоренности — чистой воды обман. После таких ваших действий ребенок не сможет устоять, чтобы в следующий раз не обмануть вас самих.

Ошибка пятая. Критика методов воспитания бывшего партнера.

Воспоминания о неприятном процессе расставания и обида на бывшего партнера могут сохранять свою остроту в течение долгого времени. Эти негативные чувства способны наполнить бывших супругов до краев, и критика друг друга превратится в потребность. Эмоции бывших партнеров заглушат их адекватное восприятие реальности. Это может коснуться и сферы воспитания детей. Методы воспитания, применяемые вторым родителем, вдруг покажутся неприемлемыми (даже если во время совместного проживания стороны придерживались единого мнения относительно них). Ситуация будет напоминать перетягивание каната: каждый из родителей будет воспитывать ребенка так, как считает нужным, порицая при нем методы второго родителя. В итоге малыш совсем запутается кого ему слушать и кто прав — мама или папа, и будет пребывать между двух огней в неизменном состоянии стресса.

Рекомендация: не критикуйте методы воспитания бывшего партнера (если они, конечно, не идут вразрез с моральными устоями). В большинстве случаев недовольство методами воспитания, которые применяет бывший партнер, — это предвзятое отношение к нему, личная неприязнь. Проанализируйте ситуацию: действительно ли то, что дает ребенку бывший супруг (супруга), имеет отрицательные последствия для развития малыша? Какие доводы он приводит в защиту своих методов воспитания? А что по этому поводу думает сам ребенок? Включив «холодный ум», вероятнее всего, вы сможете удостовериться, что критика не так уж объективна.

Что еще хочется добавить. В этот сложный период — период расторжения брака — родителям лучше воздержаться от критики ребенка, обсуждения с ним отношений с бывшим партнером. Не нужно относиться к малышу, точно к больному, к жертве, и брать под чрезмерную опеку. Но недопустимо и вовсе забыть про ребенка, зациклившись на своем внутреннем состоянии и своих эмоциях. Слушайте малыша, разговаривайте с ним, любите его и не забывайте: несмотря на то, что ваши отношения с бывшим супругом (супругой) не сложились, нужно стараться сделать так, чтобы ребенок чувствовал присутствие в своей жизни обоих любящих его родителей — мамы и папы.

Наталия Смирнова,

педагог-психолог ГБУ КО СРЦН «Радуга».

 

Счастливая семья — хорошее воспитание

Современная психологическая, педагогическая литература утверждает: в воспитании детей семью не заменит никто, особенно в раннем возрасте. Контакт с родителями необходим детям для их полноценного развития. Известный французский историк, поэт и государственный деятель Ламартин сказал: «Учитель разума — в школе, учитель души — в кругу семьи». Справедливо и другое утверждение: кто создаст семью, способную вырастить нравственно здорового человека, тот обеспечит будущее общества.

В семье дети впервые получают положительные впечатления, обогащают свой внутренний мир радостью общения, труда, познания. Люди всегда считали, что корень истинного воспитания в семье, что родительский дом — живой источник всего доброго и прекрасного в человеке. В семье развивается духовный мир ребенка, приобретаются и закрепляются на всю жизнь основные нравственные установки и убеждения, индивидуальный опыт общения и труда, полезные привычки и духовные потребности.

В счастливых семьях родители живут жизнью детей. Здесь не отмахиваются от докучливых вопросов, здесь внимательны ко всем увлечениям и намерениям ребенка. А если случается ошибка, срыв в поведении, взрослые первыми приходят на помощь. Не могу не привести такой пример. Алеша не пришел домой после школы. Раньше с ним такого не случалось. Мальчик был дисциплинирован, никогда не задерживался по дороге домой. Взрослые не на шутку встревожились. Только поздно ночью его удалось найти на лестничной площадке чужого дома. Когда выяснились обстоятельства, по которым он не хотел идти домой и признаваться в своем проступке, мама прижала голову мальчишки к груди: «Алеша, посмотри мне в глаза. Ты видишь, нам плохо. И не только потому, что ты случайно совершил дурной поступок, а потому, что в своей беде ты решил остаться один. Пойми, твоя беда — наше горе, твоя радость — наше счастье. Наши жизни неразделимы, мы с тобой — одно целое. Что бы ни случилось, дома всегда поддержат, помогут. Больше так не делай».

Это не просто красивые, успокаивающие слова, это установка в отношениях с ребенком, которая обеспечивает ребенку чувство душевного комфорта. Именно она является условием предупреждения и исправления негативных явлений в духовном мире растущего человека.

Воспитывать детей — самое приятное занятие, если воспитывать их с первого дня правильно. Известно, что будущая мать уже в период ожидания ребенка воспитывает его. Спокойна, уравновешена, нормально питается, и весь механизм наследственности разворачивается у зародыша правильно, ребенок рождается спокойным, психика его развивается нормально. Впоследствии каждый шаг малыша — воспитательный процесс огромной важности.

Развитие и воспитание ребенка — не личное дело. Иногда родители следуют такому принципу: моя семья, мои дети, и поэтому я воспитываю их, как хочу и как могу. Приведу еще один пример. В очереди к телефонному автомату две женщины не могли уступить друг другу, возникла перепалка. Стоявшая рядом девочка лет шести внимательно слушала взрослых. Наконец, вмешались другие люди: «Вы бы хоть ребенка постыдились. Как вы его воспитываете?». Последовал ответ: «Как считаю нужным, так и воспитываю». Может быть, и не стоило бы приводить эту незначительную историю, если бы не слова матери. Они, в сущности, напоминают установки Кабанихи: мой ребенок, что хочу, то с ним и делаю. Но ведь семья выпускает ребенка в жизнь, в общество людей.

Воспитание никогда не было, не может быть делом личным, ибо растет будущий гражданин, член общества, а не просто чей-то сын или дочь.

Высоконравственные установки на семейную жизнь и воспитание детей обеспечивают семейное счастье. В дружной хорошей семье господствует убеждение в том, что всякое пренебрежение к вопросам семейного воспитания, нарушение этики и семейной жизни, педагогические ошибки и неправильные установки — это всегда неполноценное или ущербное развитие детей. Добро и зло действительно начинается в семье.

Желаем, чтобы в ваших семьях царило только добро, мир и понимание.

 

 

Наталия Смирнова,

педагог-психолог.

Фотогалерея

Учредитель

min

 

Министерство труда

и социальной защиты

Калужской области

 

248016 г.Калуга ул.Пролетарская, 111

Министр труда и социальной защиты
Калужской области
Коновалов Павел Вячеславович

тел. 8-4842-71-91-01


 Управление по опеке и

попечительству, 
демографической
и семейной политике

заместитель министра - начальник управления
Алексеева Елена Юрьевна
тел. 8-4842-719147

Отдел профилактики семейного неблагополучия
заместитель начальника управления - начальник отдела
Буслаева Елена Александровна
тел. 8-4842-719119

Служба социального сопровождения