Полезная информация

Повышая свои профессиональные компетенции…

 Неоспоримым является тот факт, что для того, чтобы квалифицированно оказывать комплексную социальную помощь семье, специалисты всех заинтересованных учреждений должны обладать не только соответствующим образованием, но и умением применять эти знания в новых, постоянно изменяющихся условиях, а также желанием постоянно совершенствовать свои профессиональные навыки и развивать компетенции. Именно поэтому специалисты Государственного бюджетного учреждения «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга» регулярно принимают участие во всевозможных конференциях, семинарах, форумах, стажировочных площадках.

17 мая этого года на базе ГБУ КО «Калужский комплексный центр социального обслуживания населения «Забота» прошла IVобластная конференция практических психологов Калужской области «Современная психологическая практика», в работе которой приняла участие и педагог-психолог Наталия Александровна Смирнова.

Работа конференции предусматривала три линейки проведении мастер-классов и тренинговых занятий. Ведущие спикеры – сплошь «звезды» психологии: Елена Климова – кандидат психологических наук, доцент психфака КГУ, Ольга Алифанова – психолог, мотивационный спикер, автор серии книг «Однажды в детстве», Екатерина Шабалина и Александр Колган – психологи службы сопровождения образовательного процесса школы №23 г. Калуги, Наталья Козьмина – магистр психологии, член ООПРР, Михаил Обухов – клинический психолог, Кристина Короткая – психолог, член ООПРР, Юли Юсим – медицинский психолог ГБУЗ КОПБ им. А.Е.Лифшица и многие другие.

Мастер-класс «Система игровых методов для успешной адаптации в школе» дал специалистам новый взгляд на саму систему сопровождения адаптационного периода ребенка в школе (и не только ребенка, и не только в школе) и образовательный процесс в целом, а также вооружил новыми интересными игровыми методиками, которые заинтересуют не только школьников, но и взрослых.

Что нужно сделать, для того, чтобы изменить нашу жизнь к лучшему? Изменить характер, привычки? Как это сделать? Какие стратегии можно считать эффективными для достижения этих целей, а потому подходящими абсолютно для всех? На все эти вопросы помогло ответить тренинговое занятие «Универсальные стратегии для эффективной жизни. Изменение структуры характера».

А мастер-класс «Анализ отношений на основе использования мандалы и МАК» помог всем участникам не только пересмотреть свои собственные партнерские взаимоотношения, используя такие давно известные психологические инструменты, как мандала и метафорические ассоциативные карты, но и широкие возможности использования такого метода в своей практической деятельности: консультировании, психотерапии и психологическом сопровождении семейных пар.

Подводя итоги конференции, Виктория Паксеваткина, заведующая отделением экстренной психологической помощи «Телефон доверия», региональный представитель ООПРР в Калуге, отметила высокий профессиональный уровень спикеров и участников конференции и выразила надежду, что все полученные в ходе тренингов и лекций знания и навыки, будут эффективно использованы в работе психологов и специалистов помогающих профессий, а также будут содействовать профессиональной и личностной самореализации специалистов.

 

Наталия Смирнова,

педагог-психолог ГБУ КО СРЦН «Радуга».

«Солнечный город»

     Сегодня уже ни для кого не секрет, что за последние десятилетия в России по разным причинам стремительно увеличивается число детей, имеющих нарушения в развитии, зачастую – в самых разнообразных сочетаниях (задержка психоречевого развития, задержка речевого развития, синдром гиперактивности и дефицита внимания, расстройство аутистического спектра и т.д.)

    Объективные клинические обследования, как правило, у большинства таких детей не выявляют грубой патологии и фиксируют вариант развития в пределах ниже нормативных границ. Между тем проблемы обучаемости   этих детей подчас практически неразрешимы.

     Специалисты утверждают, что традиционные общепринятые психолого-педагогические методы, позволяющие эффективно воздействовать на тот или иной дефицит ребенка непосредственно, сегодня во многих случаях не дают результаты , как в процессе обучения, так и в процессе коррекции.

     Реабилитация детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья имеет свои специфические особенности.

     В сложившейся ситуации для детей с ограниченными возможностями здоровья оптимальным является системный подход к коррекции и абилитации психического развития, в котором когнитивные и двигательные методы применяются в некотором иерархизированном комплексе с учетом их взаимодействия и влияния.

     Опираясь на системный подход в работе с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья специалистами центра «Радуга» разработана комплексная программа по абилитации и реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья «Солнечный город».

     Основной целью программы является оказание  комплекса социально-психологических и социально-педагогических услуг детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья для формирования их социального статуса, достижения социальной адаптации к жизни в семье и обществе.

     Программа содержит несколько направлений, которые включают социально-психологическую, социально-педагогическую, социальную, творческую абилитацию и реабилитацию, а также социально-психологическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

     Занятия по программе «Солнечный город» будут проводится один раз в неделю, по три занятия. Групповые занятия будут проводить педагог-психолог, логопед, педагог дополнительного образования и социальный педагог.

     Записаться на программу «Солнечный город» можно по телефону 8(48434) 4-29-68.

ПРОТОКОЛ №6 координационного совещания руководителей органов государственной власти Калужской области и территориальных федеральных органов государственной власти по Калужской области


Не видите этот документ? Нажмите здесь

Роль матери в семье


Не видите этот документ? Нажмите здесь

Почему дети уходят из дома?

Ежедневно по всей стране подростки убегают из дома, и перепуганные родители мечутся по городу, не зная, что предпринять и предположить. Для многих побег ребенка — шок, классический случай «я думал, с нами это никогда не произойдет». Однако у побегов есть вполне определенные причины, и, если о них знать, можно их избежать. Об этом и о том, как себя вести, если это все-таки произошло, мы и поговорим.

 

Почему они уходят?

Есть дети, которые просто избалованы и бегут из дома, чтобы показать характер и добиться своего. Бывает, убегают дети, которые растут в атмосфере гиперопеки — и тогда все очень удивляются: мы его так любим, у него и няня, и мама, и бабушка, а он убежал. Иногда ребенок убегает из жажды приключений, в поиске новых ощущений, наконец, чтобы просто «проверить» родителей и/или за что-то отомстить. Но основные причины другие: недоверие к родителям, непонимание в семье, страх наказания. Большой процент «бегунков» — дети из неблагополучных семей, но это может произойти и в самой обычной благополучной семье.

Современные дети часто убегают довольно рано — начиная с 10-12 лет (если пропал ребенок младше 10 лет, скорее всего, он потерялся или с ним что-то произошло). Один из основных мотивов — непонимание в семье. Например, когда родители в конфликтной ситуации безоговорочно встают на сторону учителя. Но дети остро воспринимают несправедливость в отношении себя и своих друзей. И если ребенок, столкнувшись с неправотой взрослого в школе, не находит поддержки у своих родителей, потому что для них учитель всегда прав, для него это может стать причиной ухода.

Дети бегут, когда боятся наказания. Если ребенка сильно ругают дома за испорченные или потерянные вещи, то он может убежать, потому что разбил телефон. И в этом случае выводы надо делать родителям, а не ребенку — все мы что-то роняем, бьем, ломаем. Но они это часто не делают, и тогда мы получаем «бегунка-рецидивиста».

Дети часто убегают, если их ругают за плохие оценки. Всем хочется, чтобы ребенок был круглым отличником, но не у всех получается. Почему, вместо того чтобы помочь ребенку подтянуть те предметы, где у него проблемы, или признать его неспособность к тем или иным дисциплинам, его запугивают до такой степени, что он уходит из дома, получив двойку? Стоит ли тогда удивляться тому, что ребенок сбежал…

Дети постарше, лет 13-15, бегут обычно из-за того, что дома «передавливают», а им хочется свободы, у них появилась жажда приключений, хочется попробовать другую жизнь.

Еще одна причина для детей такого возраста — неприятие дома их друзей, девушек и парней или раннее «взрослое» поведение, к которому родители не готовы.

Это сигнал, что пора перестать воспринимать ребенка как свою собственность и что надо начать смотреть на него как на взрослого. В этом возрасте дети часто учатся отстаивать любовь, дружбу, учатся жить, быть верными своим друзьям и любимым, они делают это с юношеским максимализмом, но эти проявления следует уважать.

 

Что делать, если ребенок убежал из дома?

Первое, что надо сделать, если пропал ребенок, — обращаться в полицию, писать заявление, помнить, что у вас обязаны его принять без всяких трех суток ожидания. Кроме того, следует обратиться к поисковикам, например, в  «Лизу Алерт», и поскорее: чем раньше начинается поиск, тем больше вероятность быстро ребенка найти. Места, куда «бегунков» загоняет жажда приключений и попытка спрятаться, тоже могут стать причиной беды — крыши, прогнившие полы, перила.

К разговору с полицией и поисковиками надо подготовить список мест, интересных ребенку, вспомнить его увлечения, друзей, оценить пропажу вещей и денег, вычислить, во что он был одет, найти самую свежую фотографию, желательно в той одежде, в которой он ушел, постараться добиться детализации звонков и сообщений по мобильному телефону.

 

Что указывает на побег:

— накануне произошел острый конфликт с ребёнком, стороны разошлись без примирения;

— ребенок куда-то просился, но его не пустили;

— в городе проходит мероприятие, куда ребенок хотел пойти;

— ребенок получил плохую отметку, а его дома за это сильно ругают;

— у ребенка есть друзья, подруги, возлюбленные, которые не нравятся его родителям;

— вместе с ребенком из дома исчезли деньги;

— у ребенка новая любовь или новый друг;

— пропали кое-какие вещи, указывающие на то, что ребенок ушел надолго и всерьез.

 

Как избежать побега?

Главная профилактическая мера против побегов и рецидивов банальна — безусловно любить своего ребенка и слышать его, находить время для откровенных разговоров. Не считайте детские проблемы мелкими и маловажными. Хорошо бы быть в курсе того, чем ребенок живет, каковы его интересы, зарегистрирован ли он в соцсетях и в каких группах состоит. Но когда спрашиваешь родителей о том, что их ребенок делает в интернете, часто слышишь в ответ: «Не знаю, не понимаю, я ни в каком «ВК» не зарегистрирована, это все баловство, мне неинтересно».

Побег – это протест, обычно за ним стоит определенное требование: либо смягчить домашний режим, либо смириться с тем, что он не математик, либо уважать его право на рок-музыку, на тоннели в ушах, на «других» друзей.

 

Как вести себя с ребенком после его возвращения?

Когда ребенок оказывается дома после побега, от первой реакции родителей зависит то, придется ли снова полиции и поисковикам выезжать на поиск этого же ребенка. Первая естественная реакция родителя, когда ребенка вернули, — физическое наказание. Родители не должны отказывать себе в проявлении собственных эмоций, другое дело, что это должно быть опосредованно. Самая разумная реакция такая: «Извини меня за то, что ты сейчас услышишь, но я не могу этого не сказать». И дальше уже говорить то, что вы думаете о его поступке.

Просто оскорблять и кричать нельзя: подросток не вынесет из ваших криков никакой информации, у него в памяти останется только обида, и он будет убежден в том, что поступил правильно, когда убежал. Надо, с одной стороны, отругать и показать ему, как вы переживали, а с другой — также проявить уважение к нему и его чувствам. Можно сказать, например: «Извини, если я сейчас буду выглядеть как неадекватная женщина, но это потому, что я страшно за тебя переживала. Уж будь добр, выслушай все то, что я хочу тебе сказать» — и дальше уже со всеми эмоциями и выражениями.

Просто принять его обратно с радостью, не сказав о своих переживаниях, тоже не вариант: ребенку следует знать о беспокойстве родителей

Реакция на возвращение ребенка должна быть адекватна причине побега. Если он демонстративно ушел из дома, чтобы показать родителям, что они больше не имеют на него влияния, попытался перехватить власть, то родители, конечно, должны ему показать, у кого власть все-таки остается. А если это был конфликт или несчастная любовь, то это совершенно другая ситуация и другая родительская реакция. Если он побоялся прийти домой, потому что его не аттестовали по математике, а у родителей в отношении его математики завышенные ожидания, конечно, первое, что он должен услышать дома по возвращении «Неважно, что у тебя там с математикой, ты можешь мне об этом сказать».

 

Не бойтесь привлекать полицию и другие инстанции.

Если ребенок ушел, шантажируя родителей и вынуждая их к чему-то, значит, он сделал таким образом логический следующий шаг после многочисленных других испробованных им способов воздействия на родителей. И если каждый раз, когда он пробует «прогибать» родителей, ему это удается, то с каждым новом шагом он пробует идти все дальше и дальше, расширяя границы до невозможного. И в этой ситуации, конечно, должны быть установлены жесткие рамки.

Все очень индивидуально, но если говорить в целом о настолько избалованном ребенке, наверное, уже надо привлекать внешние инстанции. Тогда вы можете сказать: «Я за тебя отвечаю, по закону ты обязан быть дома до 21.00/22.00, если тебя до этого времени дома нет, я вызываю полицию, пожарных, скорую и прочее».

Подростку надо объяснить, каковы последствия его поступков, чтобы он знал, что если он убежит, об этом узнают органы опеки, полиция, школа.

Родители часто этого не делают, потому что для них это, так сказать, имиджевые потери, но подростки хорошо чувствуют двойные стандарты: с одной стороны, вроде убегать нельзя, а с другой — можно, потому что мама грозится, но все равно не сделает того, что обещает. Поэтому, если речь идет о жесткой установке границ, родители сначала должны решить сами для себя, что для них важнее.

 

Пойдите друг другу навстречу.

Если причина побега — нежелательные друзья, то единственное решение проблемы — это переговоры. Когда мы говорим о компании подростка, речь идет о ценностях. И если мы будем пытаться их обесценивать, говоря, что твои друзья — плохие, все, что они делают — плохо, то это может привести только к войне. А подросток — это такой человек, которого война вдохновляет сама по себе, независимо от мотивов и перспектив, поэтому эти механизмы лучше даже не запускать. Попробуйте договориться с собственным ребенком.

Составьте ним договор из двух-трех конкретных пунктов. Например: раз в неделю он имеет право ночевать у друга, если вы созвонились с его родителями, они не против и так далее. И если он в остальное время приходит домой строго до девяти вечера. Договор составляется на короткий срок — две-три недели. Если в этот период договоренности срываются, вы снова садитесь, снова обсуждаете условия и санкции.

Если ребенок сбежал из дома, потому что хотел приключений, это повод задуматься: что мы не предложили ему дома, чтобы эта потребность была удовлетворена? Возможно, надо найти какие-то безопасные и контролируемые родителями варианты, где он поймает этот адреналин: покататься на картинге, прыгнуть с вышки и так далее. Другое дело, часто бывает, что родители лишены таких ресурсов. Раньше заполнением этого вакуума активно занимались образовательные организации, сейчас этого мало. Но если человек ищет адреналина, единственный способ с этим справиться — смоделировать такие ситуации, где он его получит.

 

По всем вопросам детско-родительских отношений вы можете обратиться за помощью и консультацией по адресу:

Калужская область,

Дзержинский район,

д. Жилетово, д.8-а

Позвонить по телефону:

(48434) 4-29-68

Написать письмо:

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Наш сайт: срц-радуга.рф

 

Наталия Смирнова,

педагог-психолог.

Информационные материалы по переходу на цифровое телевидение

 cifra

Информационные материалы по переходу на цифровое телевидение

 

Постеры https://yadi.sk/d/HDFFJNhu3YX2Yg

Буклет https://yadi.sk/d/1PSlxsC33YX2hc
Листовки https://yadi.sk/d/MpJLMh8T3YX2ct
Лифлет 
https://yadi.sk/d/kYZWrXUB3YX2mm
Как выбрать приставку 
https://yadi.sk/d/FUL-neGU3YX378
Виды антенн 
https://yadi.sk/d/MSDRJX1C3YWvBx 

Настройка приставки https://yadi.sk/d/Na5HGb0o3YX3Sz
Установка антенн https://yadi.sk/d/EFbJdEOn3YX3bt
Схема подключения https://yadi.sk/d/5HjtWy493YX2xL
Как подключиться https://yadi.sk/d/Qf2DxO2e3YX33S
Особенности приема https://yadi.sk/d/kMcVDJLA3YX2sB
Обновление программного обеспечения приставки https://yadi.sk/d/zbzbK0mZ3YX3XK
Где получить консультации о ЦЭТВ https://yadi.sk/d/myTbgn3G3YX3gq
Виды ТВ-вещания https://yadi.sk/d/WSk5hrn33YX4FR

Три стадии развития мальчиков

12 02 201 1

      Мальчики не растут сами по себе, ровно и гладко. Не бывает такого, что вы утруждаете себя лишь тем, что кормите своего мальчика только полезными продуктами, обеспечиваете его чистыми рубашками – и в один прекрасный день ваш сын просыпается настоящим мужчиной! Необходимо следовать определенной программе воспитания. Если мальчик постоянно находится в сфере вашего внимания, вы наверняка замечаете, как он взрослеет день ото дня, как меняются его настроение и энергетика в разные периоды жизни. Задача состоит в том, чтобы понять, что требуется ребенку и когда. К счастью, мальчики не сегодня появились на свет, и мы не первооткрыватели в вопросах их воспитания. Каждая мировая культура сталкивалась с проблемой воспитания мальчишек и предлагала свои решения. Это только в последние десятилетия, когда ритм жизни стал особенно бурным, мы как-то упустили из виду необходимость создания реальной программы воспитания мальчиков. Мы просто слишком заняты другими делами! Три стадии отрочества универсальны и существуют вне времени. Обсуждая их с родителями, мы всякий раз слышим: «Верно!», потому что опыт воспитания подтверждает правильность этих постулатов.

     Коротко о трех стадиях развития.

     1. Первая стадия охватывает период с рождения до шести лет – возраст, в течение которого мальчик крепче всего связан с матерью. Это «ее» мальчик, даже притом, что отец может играть очень большую роль в жизни ребенка. Цель воспитания в этот период – передать мальчику большую любовь и ощущение безопасности, «зарядить» его на жизнь как на большое и увлекательное путешествие.

     2. Вторая стадия длится с шести до четырнадцати лет – возрастной период, в течение которого мальчик, следуя собственным внутренним ощущениям, хочет учиться быть мужчиной и все больше присматривается к отцу, его интересам и поступкам. (Хотя мать остается очень близким человеком, а окружающий мир становится все интереснее.) Цель воспитания в этот период – повысить уровень знаний ребенка, развить его способности, не забывая о доброте и открытости, – то есть стремиться к развитию гармоничной личности. Именно в этом возрасте к вашему сыну приходит ощущение радости и комфорта оттого, что он мальчик.

     3. И наконец, период от четырнадцати лет до совершеннолетия – когда мальчику необходимо участие мужчины-наставника, если он хочет быть полностью подготовленным к взрослой жизни. Мама и папа несколько отступают на задний план, но они должны подыскать своему сыну достойного наставника, чтобы ему не пришлось довольствоваться знаниями и опытом своих некомпетентных сверстников. Цель воспитания на этом этапе – обучить навыкам, привить чувство ответственности и самоуважения, активно вовлекая во взрослую жизнь.

Пожалуйста, помните: эти стадии ни в коем случае не предполагают внезапного или резкого перехода влияния на ребенка от одного родителя к другому. Лучше всего, когда оба родителя принимают активное участие в жизни сына с детства до совершеннолетия. Стадии отрочества лишь указывают на смещение акцентов: так, скажем, отец выходит на первый план в возрасте сына от шести до тринадцати-четырнадцати лет, а влияние наставников возрастает с четырнадцати лет. Основными критериями при выборе наставника остаются безопасность и честность.

      Зная об этих трех стадиях, можно четко определить для себя программу действий. Например, совершенно очевидно, что отцы мальчиков в возрасте от шести до четырнадцати лет не должны быть трудоголиками, как не должны устраняться от семьи ни морально, ни физически. Если это происходит, то исключительно во вред сыновьям. (И все-таки современные отцы именно так и поступают, многие из нас могут это подтвердить из опыта своего детства.) Стадии развития мальчиков подсказывают, что нам необходима дополнительная помощь со стороны общества, когда наши сыновья достигают подросткового возраста. Когда-то такую поддержку оказывали родственники (дяди и дедушки) или мастера-ремесленники, бравшие мальчиков в ученики и подмастерья. К сожалению, сегодня слишком часто случается так, что подростки выходят в большой мир, но там их словно никто не ждет, не протягивает руку помощи, и они вынуждены проводить свое отрочество и юность в опасной беспризорности. Некоторые, к сожалению, так и не взрослеют…

     Будет справедливо сказать, что многие проблемы – особенно связанные с поведением мальчишек, их недостаточной мотивацией в школе, а потом и неприятности с законом (езда в пьяном виде, драки и прочее), проистекают из того, что мы не знали об особенностях мальчишеского развития и вовремя не обеспечили им необходимой помощи.

Если у вас есть вопросы по воспитанию ваших мальчишек, мы ждем вас по адресу: д. Жилетово, д.8а. Также вы можете позвонить по телефону: (48434)4-29-68 или написать письмо по e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

 

Наталия Смирнова,

педагог-психолог ГБУ КО СРЦН «Радуга».

Конфликты между детьми

1  

     Чтобы предотвращать конфликты между детьми в семье, родителям стоит понимать, какие места занимают их дети в семейной иерархии в зависимости от возраста, и в соответствии с этим корректировать свое поведение. Например, если старший ребенок привык получать максимум родительского внимания, то необходимость делить его со своим младшим братом или сестрой может стать причиной ссоры между ними.

     Психологи рекомендуют родителям хвалить старших детей, подчеркивая, как их опыт важен для младших сестер и братьев. Среднему ребенку стоит уделить больше внимания, выделив дополнительное время на общение с ним. Главная задача в отношении младшего ребенка – поощрение его стремления к самостоятельности. Будет разумно, если взрослые научат малыша нести личную ответственность, оответствующую его возрасту. 

Причины ссор

между братьями и сестрами. 

     Специалисты выделяют несколько причин, из-за которых происходят конфликты между детьми в семье.

 

Конкуренция за родительскую любовь.

     Если ребенок остается без достаточного внимания со стороны взрослых, он вполне сознательно начинает устраивать ссоры и скандалы со своими братьями и сестрами. Поступая, таким образом, он пытается получить недостающее внимание и заботу родителей.

 

Борьба за авторитет.

     Старшие дети считают, что в силу возраста, могут рассчитывать на особое отношение со стороны младших членов семьи. В частности, они стараются демонстрировать свое превосходство и настаивают на нем. В результате младший ребенок начинает протестовать и капризничать, потому что испытывает дискомфорт от психологического давления.

 

Борьба за обладание вещами.

    Одной из распространенных причин конфликтов между братьями и сестрами является борьба за обладание вещами (игрушками, одеждой, косметикой, компьютер и т.д.). Большинство детей считают, что игрушки – их собственность, и другие не вправе претендовать на них. Поэтому ребенку бывает трудно с кем-то делиться.

 

Как предотвратить конфликты между детьми в семье. 

  • Хвалите ребенка за хорошее поведение после того, как он его продемонстрирует. Помните, дети стремятся получить положительную оценку себя и своих поступков.
  • Помогите каждому ребенку осознать свою уникальность. Не сравнивайте его с братом или сестрой.
  • Поощряйте сотрудничество между детьми. Для этого закрепите за каждым ребенком обязанности, успешное выполнение которых зависит не только от личной ответственности, но и от умения работать в команде.
  • Научите детей договариваться между собой и отстаивать свои интересы мирным путем.
  • Старайтесь не создавать условий для конфликта. Предотвратите ссору между детьми, заняв их внимание чем-то другим. Если конфликтные ситуации возникают, когда дети едут в машине, позаботьтесь о том, чтобы у каждого из них была его любимая игрушка.
  • По возможности, выделите каждому ребенку личное пространство (в идеале отдельную комнату) и обустройте ее в зависимости от его возраста и потребностей.
  • Будьте примером для детей. Если вы с трудом контролируете свои поступки, как вы можете требовать того же от ребенка? Объясняйте детям, как вести себя в той или иной ситуации. Помните, наказание – не самый эффективный способ добиться от ребенка требуемого результата.

 

Стратегии реагирования родителей

на конфликты между детьми:

  • Одна из тактик – не вмешиваться. Выбирая такую линию поведения, вы лишаете детей стимула к дальнейшему развитию конфликта. Ведь чаще всего цель скандала – привлечь внимание родителей. Как показывает практика, ссора между братом и сестрой быстрее заканчивается примирением без участия «арбитра» в лице отца или матери.
  • Если конфликт дошел до той стадии, когда дети оскорбляют друг друга и дерутся, родителям не остается ничего другого, как вмешаться.      Трезво оцените ситуацию и действуйте. Дайте понять своим детям, что не позволите пререкаться с собой. Предъявляйте конкретные, а не общие требования. Если дети не могут сдерживать эмоции, разведите их по разным комнатам и дайте время успокоиться, после это обсудите с каждым из них, как ситуация дошла до рукоприкладства.
  • Лишайте детей игрушек, ставших предметом спора – это поможет им понять: ссориться не выгодно.
  • Предложите выразить свою точку зрения на причины ссоры каждого ребенка. Обсуждение проблемы позволит снизить уровень эмоционального напряжения у детей и продемонстрирует им, что родителей интересует их мнение.
  • Предложите детям посоревноваться, например, в беге. Это поможет разрядить обстановку. Также можно провести среди них конкурс на самый красивый рисунок или лучшую поделку из пластилина.

 

     Желаем вам добра и гармонии в семье и успехов в воспитании ваших детей!

 

Наталия Смирнова,

педагог-психолог.

12 ИГРУШЕК, КОТОРЫЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО РАЗВИВАЮТ

Мы хотим рассказать про 12 пособий, игрушек, игр, которые действительно развивают ребенка в разном возрасте.

1. Пирамидка (1 год – 3 лет).

Как ни странно, но пирамидка – очень мощное дидактическое пособие. Только вот задача, пирамидка должна быть правильной:

  • у нее должен быть стержень – палочка, а не конус (так как конус не позволяет собрать пирамидку неправильно);
  • диаметр отверстия в колечках долен быть одинаковым (есть такие пирамидки, когда у больших колец – очень большое отверстие. Такую пирамидку невозможно собрать неправильно, маленькие кольца, надетые раньше, просто проваливаются внутрь);
  • устойчивое основание (т.е. штырек стоит, а ребенок на него спокойно надевает колечки);
  • лучше всего, если все колечки одного цвета (потому что часто дети просто запоминают порядок цветов, но не понимают сам принцип).

С помощью пирамидки самых маленьких мы научим новым координационным действиям: снимать и надевать колечки.

Позже мы научим их сравнивать: большой – маленький, больше – меньше.

И только потом научим принципу сортировки: сначала самое большое колечко, теперь самое большое из оставшихся – и соберем всю пирамидку.

А, кроме того, можно считать, сравнивать с другими предметами (большому мишке – большое печенье-колечко, а маленькому мишутке – самое маленькое), надевать на пальчики, нанизывать как бусы и т.п.

2. Матрешка (1год – 4 года).

Матрешка не только продолжает идею пирамидки, но и позволяет на новом уровне ощутить понятие больше-меньше. Ведь тут маленькая матрешка оказывается внутри большой.

Первые манипуляции может с удовольствием выполнять самый маленький ребенок. А вот находить порядковое место нужной матрешки, считать, какая она с начала (от большой) и с конца (от маленькой), выстраивать двойные сравнения (больше этой, но меньше той) – это уже и четырехлетке актуально.

3. Вкладыши Монтессори (1 года – 6 лет).

На основе рамок-вкладышей, придуманных Марией Монтессори, создана масса игр и пособий. Конечно, лучше и эффективнее пользоваться действительно изначальным пособием. Дело в том, что то, что в нем фигуры не отличаются по цвету, и не проваливаются в дырки, а ровно вставляются в свои рамки. В этом заложены глубокие смыслы. Ребенок узнает фигуры не по цветам, а по контурам – у него формируются образы фигур в памяти. Невозможно неправильно вставить фигурку – она никуда не провалится, а «окошко» не закроется.

Но что же делать с пособием после того, как ребенок научился правильно соотносить рамку и вкладыш? Что делать с подросшими детьми?

Теперь мы закрываем глазки и играем без зрения. Теперь наши руки должны научиться узнавать образы и фигуры.

Помимо этого, рамки и вкладыши мы начинаем использовать как трафареты и штампы! Придавил фигуркой пластилин – получил красивый, выпуклый отпечаток. Обвел фигуру снаружи – получил контур. А можно изнутри рамку обвести – совсем другая работа для ручки и мозга. Покрасил с одной стороны вкладыш краской – получил отпечаток.

Ну, и кроме того, фигуры – прекрасный материал для развития мышления, узнавания свойств, сравнения и т.п.

4. Кукла или мягкая игрушка (1 год – 6 лет (минимум).

Разве это развивающее пособие? Еще какое! Дело в том, что куклу или мишку, котика и т.п. мы будем класть спать, кормить, мыть, лечить, возить и так далее. Эта игрушка – прообраз «Я» ребенка. Именно так малыш начинает осознавать окружающий мир и самого себя в нем, развивать свою личность, свою индивидуальность.

Не забудьте к кукле приложить несколько лоскутков ткани. Они станут и кроватью, и полотенцем, и парашютом…

5. Посуда (1 год – 5 лет (минимум).

Думаем, теперь понятно, что нужна и посуда. Дело в том, что для самого маленького ребенка процесс еды – занимает очень значительное место в жизни. Чувства голода и насыщение потом – очень сильные, яркие и важные ощущения. Да и времени на это уходит много. Так что и игры в это – очень нужны и важны.

Но не только начало сюжетной игры в кормлении. Это и мощнейшая ситуация для развития речи и мышления. В играх с детской посудой хорошо работает мелкая моторика, а когда вы начнете готовить из крупы или песка – активно включатся сенсорные ощущения. Потом мы добавим пластилиновые колбаски и колобки, а через какое-то время начнут получаться и более сложные продукты.

Игра с посудой стимулирует и счет (сколько у нас гостей: один, два, три), и формирование логических операций (хватит ли нам 3 тарелки), и закладываются операции сложения – вычитания, деления и умножения, решения задач (если каждому разложит по 2 ягодки на тарелку, сколько всего ягодок нам нужно).

Игры с посудой и творческое дело: нарисовать, украсить, красиво сервировать – тут есть прекрасные поводы для включения воображения и фантазирования.

6. Разные мячики (1 год и без ограничения).

Самые разные мячики от малюсенького каучукового, который хорошо прыгает и помещается в маленькой ладошке, до большого резинового и огромного пляжного надувного. Это и развитие физическое (множество разных навыков), и мышление можно и нужно включать (сравнения, классификации, функции, задачи и т.п.).

7. Деревянный конструктор (1 год – 6 лет (минимум).

Самые обычные блоки: кирпичики, призмы, цилиндры. Сначала – это будут просто манипуляции: башенки, заборчики. Потом он очень пригодится для первых сюжетных игр: сделать стол для куклы, стул для мишки, построить гараж для машинки…

Сами детали – отлично пособие для развития мышления: а найди мне деталь, у которой 3 угла (сначала играем не с объемными телами, а на плоскости, то есть, положив детали на поверхность стола), а найди большой квадрат и т.п. Если у вас достаточно большой набор, он вполне может заменить блоки Дьенеша.

А потом начинаются миры. Когда вдруг вырастает лес или город, появляется ферма или космический корабль. А всего-то – немного фантазии, опыта и деревянные детали.

С помощью большого набора можно осваивать и математику: прекрасный счетный материал, геометрия опять же, симметрия и т.п.

8. «Сложи узор» Б.П. Никитина (1.5 года – 6 лет).

Замечательная авторская игра Бориса Павловича Никитина. Идея почерпнута им у американского психолога Кооса (Kohs Block Design Test), развита и скорректирована.

Игра позволяет развивать пространственное и логическое мышление ребенка, аналитико-синтетическое мышление, воображение. Начинать можно с самыми маленькими, постепенно переходя от более простых к более сложным заданиям.

9. «Сложи квадрат» Б.П. Никитина (3 года – 6 лет).

И снова авторская игра Бориса Павловича Никитина. Очень простая внешне, но скрывающая в себе значительный потенциал. Способствует формированию образов геометрических фигур, развитию пространственного воображения, математических и творческих способностей, логического мышления.

Постепенно переходя от квадрата к квадрату, от уровня к уровню, мы позволяем ребенку продвигаться дальше и дальше в своем интеллектуальном развитии.

10. «Кубики для всех» Б.П. Никитина (4 года – без ограничения).

Сложное пособие. Многие родители пасуют перед ним. И совершенно зря. Игра стимулирует ребенка думать, оперировать пространственными образами. Ведь дело приходится иметь с объемными фигурами. Это новая ступенька мышления и абстрагирования. Умение комбинировать эти кубики значительно сложнее обычной игры с конструктором, и развивает способности к комбинаторике и пространственному мышлению. Начинаем с самого простого. Да и использовать фигурки для построений в играх тоже полезно. И постепенно двигаемся дальше. Ведь игра помогает ребенку овладеть графической грамотностью, понимать план, карту, чертеж.

11. Фигурки животных и людей (1 год – 6 лет (минимум).

Зверушки, человечки, разные персонажи. Они позволяют реализовывать разные игры, будь то ферма, Африка, море или автобус. Ребенок создает игровой мир (сначала, конечно с помощью взрослых), и заполняет его персонажами: вот тут у нас живут рыбки, а тут малыш едет на машине к бабушке…

Это не только игра как таковая, фигурки – еще и пособие для развития. Ведь это и речь – мы называем самих персонажей, придумываем что-то про них, называем их «части» хвосты-копыта-рога-хоботы-горбы. Можем играть с классификацией – кто у нас бегает, летает, плавает. Можем тренировать внимание и память: кто пропал? Кто новый появился? Тренировать мышление, придумывая загадки – описания и т.п. А еще, эти фигурки прекрасно оживляют абстрактные логические игры, например, те, про которые шла речь выше.

12. Магнитная азбука (3 года – 5-6 лет).

Есть множество разнообразных по сложности и красочности пособий для обучения чтению. Но как показывает опыт, удобнее всего на начальных этапах именно магнитная азбука. Да и потом, когда первые слова уже прочитаны, весело и радостно оставлять друг другу коротенькие послания, подписывать рисунки и т.п.

Магнитные буквы хороши и для обучения письму. Дело в том, что буквы тут объемные, их можно пощупать, подержать в руке. Детям это облегчает освоение графического символа, а значит, потом, при письме, им будет проще его изобразить.

Желаем вам и вашим детям замечательных игр

и радостного, разумного развития!

Если вам нужны помощь или консультация, вы можете обращаться к нашим специалистам по адресу: Дзержинский район, д. Жилетово, д.4а, позвонить по телефону – (48434) 4-29-68. Или написать письмо: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.. Наш сайт:http://срц-радуга.рф

Наталия Смирнова,

педагог-психолог ГБУ КО СРЦН «Радуга».

ВСТРЕЧАЕМ НОВЫЙ ГОД.

Советы родителям.

 

       В жизни малыша Новый год значит, пожалуй, больше, чем в жизни взрослых.Детали этого праздника чаще всего стираются, но остаются ощущения – атмосфера волшебства, оживления и ожидания чудес, царящие в доме. Эта атмосфера создается семейными традициями, которые формируют представления и модели поведения у младших членов семьи, это то, что дети возьмут с собой в будущее и чему будут учить своих собственных детей. Именно поэтому праздник правильно делать не только для ребенка, а вместе с ним и для всех участников праздничного торжества.

 

     Главную роль в формировании семейных традиций играет не сам праздник, а подготовка к нему. Именно этот процесс объединяет и сплачивает семью. Когда еще, как не под Новый год, ребенок может услышать истории о своих предках и рассмотреть семейные реликвии: ватного Деда Мороза, который помнит папу таким же крохой, как сейчас малыш; самодельные вязаные елочные игрушки, которые делала бабушка мамы и сама мама в детстве; стеклянные бусы, передающиеся по наследству в папиной семье; автографы фломастером на больших стеклянных шарах – новая традиция, которую ввели уже мама и папа, когда создали свою семью, и т.д. Чтобы малыш ощутил себя частью этой истории, покажите ему отпечаток его пальчика на «семейном» шаре, рассмотрите вместе фотографии первого нового года, который он встречал, но вряд ли помнит, так как был ещё совсем крохой… Предложите приготовить подарки и сюрпризы для всех членов семьи, помогите завернуть все в красивую праздничную бумагу, украсить лентами, снежинками и бантиками.

 

 Какие подарки может сделать маленький ребенок сам или с помощью взрослого:

1. Рисунок в красивой рамке. Ребенок постарше может самостоятельно украсить готовую рамку, а еще постарше – даже сделать ее из картона и подручных материалов.

2. Праздничная открытка различной степени сложности.

3. Елочная игрушка из папье-маше.

4. Брелок или любая другая безделушка из бисера.

5. Поделка из гипса, глины или соленого теста (магнитик для холодильника и пр.)

6. Самодельное мыло и свечки. Наборы для изготовления таких вещичек можно купить в магазине подарков.

7. Маленькие кексы, домашнее печенье, конфеты ручной работы. Все это нужно упаковать в красивые коробочки, украшенные малышом.

     Самое главное – сделать эти вещи с душой и желанием, чтобы кроха понимал, что вносит свою лепту в создание праздника для своих родных и близких. Подарок не обязательно должен быть дорогим, главное, чтобы он был не «дежурным». Вопрос хорошего подарка – это не вопрос цены, главный секрет – внимание!

     Подарок важно правильно преподнести.

     Во-первых, обязательно упакуйте любую мелочь в шуршащую или блестящую бумагу (удачная упаковка – половина успеха).

     Во-вторых, постарайтесь делать приятные, а не полезные подарки. Новый год – это именно тот праздник, когда о соображениях практичности можно забыть.

     В-третьих, выделите время для посещения тех родных, которые будут встречать Новый год не с вами. Вы можете нанести визиты заранее или сделать это во время Рождественских каникул. Главное не устраивать гонку и не пытаться поздравить всех вечером 31 декабря.

     В-четвертых, заранее проговорите с ребенком слова поздравления. Если малыш робеет и молчит, пусть просто отдаст подарок или положит его под елочку. 

     Создаем атмосферу праздника.

     Дети обожают обустраивать жилое пространство. Введите традицию ежегодного изготовления праздничных новогодних украшений, когда все члены семьи могут дружно заниматься одним делом: вырезать снежинки из салфеток, делать разноцветные бумажные гирлянды-цепочки, шить костюмы или изготавливать бутафорские снежки для конкурсов.

     Разноцветные гирлянды, снежинки из бумаги, серпантин, блестки и мишура могут доставить много радости. Но если ребенок еще совсем маленький, лучше держать его подальше от опасных украшений и поручить отдельный безопасный фронт работ:

  •     Выделите ребенку на елке свой ярус, и пусть он сам его нарядит пластиковыми игрушками, самодельными украшениями или мишурой;
  • попросите малыша собственноручно надеть верхушку на елку (подняв его на руки);
  • включите вместе с ним огоньки электрической гирлянды…

      Ребенка постарше привлекайте к подготовке праздничного пира, доверьте украшение торта, сервировку стола.        Пусть именно он зажжет свечи.

      Новый год дает возможность родителям вернуться в собственное детство и создать для своего ребенка сказку, о которой они сами когда-то мечтали. Наполните дом запахом настоящей елки, даже если сами предпочитаете искусственную. Поставьте в вазу пару натуральных веток, чтобы создать соответствующую атмосферу праздника.        Пусть в эти дни звучит только приятная новогодняя музыка, а все рассказы и сказки будут посвящены Деду Морозу, Снегурочке, Санта Клаусу.

      Разделите с крохой все радости зимних забав: кувыркайтесь в снегу, катайтесь на санках, играйте в снежки, постройте снежную бабу, обязательно снабдив ее морковным носом и рябиновой улыбкой. Самые смелые могут устроить на улице снегопад из конфетти, взорвать пару хлопушек и лежа на снежных сугробах рассматривать звездное небо в поисках маршрута, по которому летают эльфы и мчатся олени Санта Клауса.

      А если вы замерзнете, заберитесь с малышом дома под теплый плед и расскажите ему, как сами встречали Новый год, когда были маленькими. В какие игры играли, какие подарки дарили и что больше всего запомнилось из детства. Разрешите ребенку в праздничные дни ложиться немного позже обычного, но не нарушайте слишком сильно привычный распорядок дня. Праздничные дни на то и нужны, чтобы поступать не так, как «надо», а так, как «хочется», но не выспавшийся и уставший малыш может своими капризами испортить праздник. Будьте терпеливы и постарайтесь соблюсти меру в отклонении от обычного режима. Каждую ночь с Нового года до Рождества вешайте на елку крошечный сюрприз в праздничной упаковке – пускай малыш, проснувшись поутру, отыщет на волшебном дереве очередное «чудо».

      Встреча Нового года – это не только длительная готовка «до» и обильное застолье «после». Если вы хотите, чтобы праздник прошел весело, не обязательно писать развернутый сценарий, просто подготовьте развлечения для всей семьи, обязательно запланируйте конкурсы, в которых могут участвовать и дети, и взрослые. Наградой за участие и победу могут быть небольшие сувениры, сладости, шуточные поздравления. 

Встречаем главного гостя.

      Ждать или не ждать? Вот в чем вопрос. Желание взрослых приобщить малыша к празднику нужно соотносить с потребностями ребенка. Совсем маленький кроха может просто не понять причину вторжения в его тихий привычный мир большого громкоголосого деда, который к тому же странно одет и стучит какой-то палкой. Как правило, дети бывают готовы к встрече с Дедом Морозом в возрасте 3-3,5 лет. Хотя многое в этом вопросе зависит скорее не от возраста, а от темперамента ребенка. Один двухлетка с радостью устроит хоровод вокруг елки и без опаски усядется на колени к Деду Морозу, другой забьется в угол, а то и разрыдается при виде незнакомца. Поэтому приглашать Деда Мороза в гости или нет  – вопрос сугубо индивидуальный. Задача родителей – правильно угадать нужный момент. Если у вас тихий, застенчивый малыш, не нужно форсировать события, подождите немного год-другой, пока ребенок подрастет и будет готов радоваться встрече с Морозом Ивановичем.

     Плюсы и минусы Деда Мороза «на заказ». Профессиональный Дед Мороз, как правило, лучше экипирован, у него отличный карнавальный макияж, он артистичен, знает множество шуток-прибауток и имеет свой сценарий праздничного действа. Но заказ праздника в специальном агентстве будет стоить немалых денег, которые не гарантируют вам того, что актер сможет найти подход к вашему ребенку.

      Плюсы и минусы Деда Мороза-«знакомого». Дед Мороз в исполнении знакомого мужчины, наделенного хотя бы минимальными артистическими способностями, – хорошая альтернатива профессионалу в том случае, если он к своей роли относится серьезно и пришел повеселить именно ребенка, а не его родителей. Ваш знакомый наверняка знает особенности вашего малыша, но неплохо будет о них лишний раз напомнить. Лучше заранее обговорить с Дедом Морозом программу его посещения – расскажите о характере ребенка, предупредите, какие песенки его любимые, а какие сказки он терпеть не может.

      Готовимся к визиту Дедушки. За несколько дней до намеченного срока расскажите малышу о том, что накануне Нового года в гости к маленьким детям приходит волшебный дедушка. Поведайте ребенку сказочные истории, покажите книжки с красочными картинками. Однако не переусердствуйте с подготовительными мероприятиями – в противном случае ребенок «перегорит» и устанет от ожидания.

      Отнеситесь серьезно к попыткам ребенка самому организовать развлечения на новогоднем празднике. У вашего сына или дочери наверняка богатая фантазия. Возможно, они захотят выпустить новогоднюю газету, устроить маскарад, организовать игры с призами или домашний концерт. Помогите ребенку в его начинании, даже если потом придется делать дополнительную уборку. И весело участвуйте в его задумках. Даже если для этого придется отвлечься от праздничного стола или телевизора.

Новый год — семейный праздник. Конечно, не возбраняется позвать гостей. Но, я думаю, и вам, и вашему ребенку будет веселей и комфортней, если к вам придут только близкие.

Не приучайте детей просиживать новогоднюю ночь перед телевизором. В этот праздник и так есть много интересного: можно играть в веселые игры, дарить друг другу подарки, читать придуманные заранее поздравления и пожелания, наряжаться в купленные или самодельные маскарадные костюмы, рассказывать волшебные истории, отправиться на прогулку. Да мало ли что можно придумать! Но если воображение иссякло, а праздничный стол уже не соблазняет, лучше ложитесь пораньше спать. Утром встанете бодрыми, и праздник продолжится. Гораздо приятнее и полезнее, чем упорно смотреть на экран телевизора до самого утра — не потому, что хочется, а по привычке. Кстати, такая привычка, как правило, появляется в раннем детстве, а потом сохраняется на всю жизнь. Стоит ли?

Новый год закончился, и немного грустно расставаться с праздником? Не огорчайтесь, впереди Рождество и старый Новый год! А, значит, есть еще время для совместного с ребенком творчества и душевных посиделок.

 

Наталия Смирнова,

педагог-психолог.

Фотогалерея

sos

Учредитель

min

 

Министерство труда

и социальной защиты

Калужской области

 

248016 г.Калуга ул.Пролетарская, 111

Министр труда и социальной защиты
Калужской области
Коновалов Павел Вячеславович

тел. 8-4842-71-91-01


 Управление по опеке и

попечительству, 
демографической
и семейной политике

заместитель министра - начальник управления
Алексеева Елена Юрьевна
тел. 8-4842-719147

Отдел профилактики семейного неблагополучия
заместитель начальника управления - начальник отдела
Буслаева Елена Александровна
тел. 8-4842-719119

Служба социального сопровождения

Полезные ссылки

gosuslugi

m dok

bus

min

min trud (1)

klg

pfr