Утверждаю
Директор ГБУ КО СРЦН «Радуга»
________________М.А. Валевач
_______________________2011г.
Инструкция
по оформлению психологической карты
несовершеннолетнего воспитанника
Государственного учреждения
ГБУ КО СРЦН «Радуга».
Данная форма психологической карты разработана в ГБУ КО СРЦН «Радуга», утверждается директором, и является документом для внутреннего пользования. Информация представленная в психологической карте носит конфиденциальный характер, и доступ к ней имеет ограниченный круг людей (а именно, психолог, заместитель директора по социально-воспитательной работе, директор), а также данная информация может быть представлена в подлинном виде по официальному запросу органов внутренних дел.
Форма для оформления психологической карты представлена в приложении и при необходимости может быть видоизменена.
Карта начинает оформляться по истечению двухнедельного срока пребывания ребенка в отделении временного пребывания детей.
Психологические карты делятся на текущие и архивные. Текущие карты находятся в папке «Текущие психологические карты на несовершеннолетних воспитанников отделения временного пребывания», архивные карты находятся в папке «Архивные психологические карты на несовершеннолетних воспитанников отделения». Все карты хранятся в кабинете социально-психологической службы, в недоступном для посторонних лиц месте.
Порядок оформления психологической карты
1.Оформление психологической карты начинается с общих сведений о ребенке, а именно: ФИО воспитанника, дата рождения, дата зачисления в ГБУ КО СРЦН «Радуга». Эти сведения оформляются при поступлении воспитанника, после приказа директора о зачислении ребенка в отделение временного пребывания.
2.Психолого-педагогическая характеристика
Личностно-характерологические, типологические и эмоционально-волевые особенности
1.Активный, подвижный – инертный, медлительный.
2.Спокойный, уравновешенный – возбудимый, неуравновешенный
3.Общительный – замкнутый
4.Вступает в контакт (легко, охотно, медленно, с трудом)
5.Отношение к лидерству в группе сверстников (стремится к первенству, признается другими за лидера, официальный или неформальный лидер)
6.Проявляет ли инициативу в играх, занятиях или следует примеру других, или пассивен.
7.Отношение к товарищам (конфликтное, дружелюбное, доброжелательное)
8.Отмечаются: повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, вялость, заторможенность и др.
9.Преобладающее настроение на занятиях (жизнерадостное, подавленное, без особого оттенка)
10.В быту: Отмечаются ли резкие колебания настроения в течение дня
11.Имеются ли трудности поведения и как они проявляются.
12.Проявляются ли элементы негативизма, агрессивности.
13.Характер волевой сферы (развита достаточно, слабая)
14.Проявляет ли ребенок настойчивость при встречающихся трудностях
15.Интересы и склонности. В каких видах деятельности они проявляются.
16.Способности ребенка.
17.Отношение ребенка к ведущей деятельности (активность, заинтересованность, трудолюбие, аккуратность; пассивность, безразличие, небрежность)
18.Активность речевого общения (соответствует норме, повышена, снижена, отмечается замкнутость, негативное отношение к речевому общению, проявления аутизма).
Особенности внимания
1.Устойчивость внимания (способен к длительному сосредоточению внимания на предмете или быстро отвлекается)
2.Характер отвлечения (отвлекается на внешние раздражители или в отсутствие внешних раздражителей)
3.Переключаемость внимания (быстрая, легкая, замедленная, затрудненная)
4.Общий уровень развития произвольного внимания (соответствует возрасту, ниже возрастной нормы, очень низкий)
3. Особенности памяти
1.Запоминает быстро или медленно, с трудом
2.Запоминает надолго, быстро забывает
3.Характеристика вербальной памяти (достаточная, недостаточная)
4.Отмечаются ли трудности в запоминании новых слов, синтаксических конструкций, текстового материала
4. Интеллектуальное развитие
1.Ориентирование в быту, развитие навыков самообслуживания
2.Запас знаний об окружающем мире, о живой и неживой природе, о явлениях природы, о причинно-следственных связях в природе
3.Уровень сформированности представлений о себе, о своей семье
4.Уровень зрительной ориентировки на свойства и качества предметов: цвет, форму, величину, пространственные отношения, целостное восприятие предмета
5.Состояние наглядно-действенного (на практике) и наглядно-образного (творчество) мышления
6.Элементы развития логического мышления
7.Недостаточность процесса обобщения, снижения уровня обобщения; Лабильность (повышенная истощаемость, неустойчивый способ выполнения, ускорение темпа)
8.Инертность (чрезмерная обстоятельственность, детализированность, вязкость, выраженная тугоподвижность)
9.Разноплановость (рассуждения о предмете в разных плоскостях)
10.Нарушение критичности
11.Резонерство («глубокое рассуждение о мелком предмете»; ограниченность словаря, эгоцентризм, шаблонность)
12.Нарушение саморегуляции (невозможность целенаправленно организовывать мыслительные действия; нарушение последовательности действий)
5. Уровень сформированности речи
1.Состояние артикуляционного аппарата (дизартрия), занимается ли с логопедом
2.Активный словарный запас (малый, достаточный)
3.Общий уровень развития речи (наличие фразовой речи: использует распространенные фразы, употребляя различные синтаксические конструкции и обороты; фразы односложные, предложения не распространенные)
4.Сформированность грамматического строя речи (нарушение грамматического строя речи, согласованности частей речи, нарушение слоговой структуры)
6. . Работоспособность на занятиях
1.Включается в работу (быстро, медленно, с трудом)
2.Во время занятий работает сосредоточенно или отвлекается
3.Характер отвлечения (на внешние раздражители, в отсутствие раздражителей)
4.Спад работоспособности отмечается (через 5-10 минут после начала занятия, к середине занятия, к концу занятия)
5.Утомление наступает (в начале, в середине, в конце занятий)
6.Субъективные и объективные признаки утомления (спад работоспособности, повышенная отвлекаемость, понижение качества работы, увеличение количества ошибок, полный отказ от работы, жалобы на усталость, появление головокружения, головных болей и т.д.)
Общее заключение: (общий уровень психического развития соответствует возрастному уровню, ниже возрастного уровня.
Приложение
Индивидуальная психолого-педагогическая карта ребенка
Ф.И.О.___________________________________________________
Дата рождения_________________________________________________
Класс____________________________________________________
ГБУ КО СРЦН «Радуга ПОСЕЩАЕТ С________________________
Дом. адрес:_______________________________________________
МАТЬ:___________________________________________________
ОТЕЦ:___________________________________________________
Восприятие _______________________________________________
Мышление: ______________________________________________
II. Работоспособность на занятиях
Включение в работу________________________________________
Темп выполнения заданий_______________________________
Переключаемость______________________________________
Сосредоточенность_________________________________________
Качество работы___________________________________________
Утомление наступает____________________________________
III.Особенности эмоционально-волевой сферы
Общий эмоциональный фон_________________________________
Какие эмоции превалируют_________________________________________
Заинтересованность ребенка в выполнении заданий__________________________________________________
Реакция на успех или неудачу________________________________
Адекватность реакций_____________________________________________
Возбудимость__________________________________________
Наличие аффективных реакций, наличие страхов, проявление негативизма__________________________________________
Возможность адекватной оценки своих результатов______________
Способность к волевому усилию_____________________________
IV. Личностно-характерологические особенности
Самооценка_______________________________________________
Поведение среди сверстников______________________________
Отношение с воспитателями или педагогами____________________
Активность_______________________________________________
Тревожность______________________________________________
Агрессивность_____________________________________________
Критичность______________________________________________
V. Рекомендации
Рекомендации педагогам___________________________________________
Рекомендации родителям____________________________________________
Педагог-психолог _________________/__________________________/