Материалы

Чего боятся дети, или Детские страхи – это серьезно.

 До 7 лет у детей преобладают так называемые природные страхи, основанные на инстинкте самосохранения. В 7-10 лет наступает как бы равновесие между природными и социальными страхами (одиночества, наказания, опоздания). Если описать это более подробно, то можно выделить конкретные страхи, свойственные каждому периоду жизни.

Первый год жизни:

  • страх новой окружающей среды;
  • страх отдаления от матери;
  • боязнь посторонних людей.

От 1 до 3 лет:

  • Боязнь темноты (основной страх в этом возрасте);
  • страх оставаться одному;
  • ночные страхи.

От 3 до 5 лет:

  • страх одиночества, то есть страх «быть никем»;
  • страх темноты;
  • боязнь замкнутого пространства;
  • боязнь сказочных персонажей (как правило, в этом возрасте они ассоциируются с реальными людьми).

От 5 до 7 лет:

  • страхи, связанные со стихиями: пожаром, глубиной и т.п.;
  • боязнь родительского наказания;
  • страх перед животными;
  • боязнь страшных снов;
  • боязнь потерять родителей;
  • страх смерти;
  • боязнь опоздать;
  • страх перед заражением какой-то болезнью.

От 7 до 11 лет:

  • боязнь школы («Школьная фобия»);
  • страх «быть не таким»;
  • боязнь сделать ошибку;
  • боязнь плохой оценки.

От 10 до 16 лет:

  • страх перед изменением своей внешности;
  • страх «быть не собой»;
  • навязчивые страхи, опасения, сомнения межличностного происхождения.

Есть несколько советов, которые помогут снизить риск развития страхов или тревожности у Вашего ребенка.

1. Период беременности – не лучшее время для решения вопроса о целесообразности рождения ребенка, для сдачи экзаменов, защиты дипломных работ, диссертаций и прочих стрессовых ситуаций. Это также не лучшее время для выяснения отношений.

2. Помните, что в первую очередь Вы – не руководящий работник, не деловая женщина, а мама. Будьте строгой, решительной и принципиальной на работе, а дома – нежной, любящей, непосредственной, заботливой и внимательной.

3. Ребенок не должен чувствовать себя ни «Золушкой», ни «Кумиром семьи», лучше выбрать нечто среднее.

4. Разрешайте ребенку как можно больше мастерить, гулять, бегать, почаще приглашайте в гости его друзей-сверстников.

5. Не пугайте ребенка волками, милиционерами, врачами и т.п. Ведь ребенок всерьез воспринимает то, что нам кажется незначимым или нереальным.

6. Находите побольше времени для рисования. Играйте всей семьей.

7. Воспринимайте ребенка таким, какой он есть. Не сравнивайте его с соседской красавицей Леной или отличником Сашей.

8. Любите своего ребенка. Не забывайте о необходимости телесного контакта с ним. Пусть Ваш ребенок станет равноправным членом семьи со своими правами и обязанностями. Будьте своему ребенку настоящим другом!

К счастью, большинство детских страхов обусловлены возрастными особенностями и со временем проходят, но именно родители должны постараться, чтобы эти страхи не стали болезненно навязчивыми и не сохранились на длительное время. Что же для этого нужно сделать? Если у Вас доверительные отношения с ребенком, и Вы набрались терпения, можно приступать к поэтапной совместной работе по избавлению от страхов.

Этап первый: «Рисуем страхи». Каждое занятие рисованием должно длиться 30-40 минут в спокойной обстановке. Перед занятием дайте ребенку поиграть самостоятельно, установите с ним дружеский контакт. После этого можно перейти к беседе, цель которой – выявить то, чего боится ребенок. Можно это сделать в форме игры. Сесть лучше рядом с ребенком, а не напротив, не забывайте периодически подбадривать малыша. Спрашивайте: «Скажи, ты боишься или не боишься?» и ждите ответа. После небольшой паузы можно перейти к следующему возможному страху, причем сам вопрос «боишься или нет» нужно повторять только время от времени. Если ребенок все страхи отрицает, попросите его отвечать не «да» или «нет», а развернуто, например «Я не боюсь темноты»...

Свои вопросы лучше не читать по бумажке, хотя для ориентации можно составить список возможных страхов, например: «Скажи, ты боишься или нет, когда остаешься один; каких-то людей; мамы или папы; заболеть; Бабы Яги; Кощея Бессмертного; Бармалея; темноты; волка; медведя; других животных; машин; поездов; когда очень высоко; воды; пожара; когда идет кровь; когда больно; уколов; в метро; в лифте; больших улиц» и т.д. Беседу лучше закончить совместной подвижной игрой. После этого предложите ребенку нарисовать предмет, названный первым в качестве вызывающего страх. Рисовать лучше красками или фломастером. С помощью рисунков можно устранить страхи, причиной которых является игра воображения, то, что никогда не происходило, но, по мнению ребенка, может произойти.

Второй этап: предметно-ролевые игры. Психологически направленные игры снимают у ребенка избыток скованности и страха, возникающих в темноте, в замкнутом пространстве, при попадании в незнакомую обстановку. Ребенок становится более уверенным в себе, избавляется от излишней застенчивости.

Игра «Пятнашки» позволяет ребенку снять страхи нападения, боязнь наказания родителей, наладить более непосредственный контакт между родителями и детьми. Суть игры – ограничить игровую площадку и расставить на ней в беспорядке стулья, любые предметы. Ведущий догоняет игроков, пытаясь хлопнуть их по спине. Кого догонят - тому водить...

Игра «Прятки» позволяет снять страхи темноты, одиночества, замкнутого пространства. Заранее оговариваются места, где прятаться нельзя. Затем выключается свет, остается только ночник...

Это только несколько вариантов. Вы можете их менять по своему усмотрению или придумать что-то новое…

Если у вас есть вопросы,

за помощью и консультацией можно обратиться по адресу:

Калужская область,

Дзержинский район,

д. Жилетово, д.8-а

Позвонить по телефону:

(48434) 4-29-68

Написать письмо:

e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Наш сайт: срц-радуга.рф

 

Наталия Смирнова,

педагог-психолог ГБУ КО СРЦН «Радуга».

z

god pamyati

Памятные даты военной истории Отечества

Мы в социальных сетях:

telegram 32

prof-pl11

min

Министерство труда

и социальной защиты

Калужской области

 248016 г.Калуга ул.Пролетарская, 111

Министр труда и социальной защиты

Калужской области

Коновалов Павел Вячеславович

тел. 8-4842-71-91-01


 Управление по опеке и

попечительству, демографической

и семейной политике

заместитель министра - начальник управления
Алексеева Елена Юрьевна
тел. 8-4842-719147

Отдел профилактики семейного неблагополучия
заместитель начальника управления - начальник отдела
Буслаева Елена Александровна
тел. 8-4842-719119