Государственное бюджетное учреждение Калужской области
«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга»
Информационно-аналитическая справка
по результатам анкетирования несовершеннолетних
в рамках Дня правового просвещения
Анкетирование несовершеннолетних на тему6 «Мои права и обязанности» проводилось в общеобразовательных учреждениях МР «Дзержинский район» и было приурочено ко Дню правового просвещения детей – 20 ноября.
Опрос проводился в МКОУ «Мятлевская СОШ». Всего в анкетировании приняло 50 подростков.
Анализ анкет выявил следующее:
- большинство несовершеннолетних знают и понимают, кто придумал обязанности. При этом 92% несовершеннолетних считают, что это – государство, 4% указывают, что они возникли сами по себе, а 4% затруднились с ответом.
- о своих правах и обязанностях подростки узнают, в основном, от учителей и друзей – 52%, от родителей – 36%, остальные – из различных источников.
- 88% несовершеннолетних знают некоторые законы, в которых упоминаются их права и обязанности, а 12% – не знакомы с таковыми совсем.
- Считают, что знают законы о правах и обязанностях практически все несовершеннолетние, однако, всего лишь 6% подростков при этом имели в виду Конституцию Российской Федерации, еще 12% говорили о некотором своде прав и обязанностей, а подавляющее большинство – 76% юношей и девушек – в качестве законов называли права несовершеннолетних или взрослых, но не сами законы.
- 80% подростков считают, что самым главным документом о правах и свободах граждан нашей страны является Конституция Российской Федерации. При этом 20% подростков думают, что этим документом является Уголовный кодекс РФ.
- Назвать международный документ, защищающий права детей, смогли лишь 14% несовершеннолетних. При этом подавляющее большинство – 62% подростков – вообще не ответили на данный вопрос, 16% несовершеннолетних посчитало, что это – Конституция Российской Федерации, 4% – считают, что паспорт гражданина РФ и еще 4% – что это Уголовный кодекс РФ.
- 80% опрашиваемой молодежи заявило, что знают, чем занимается Уполномоченный по правам детей, в то врем как 20% – никогда не слышали об этом.
- 84% несовершеннолетних хотели бы получать более подробную информацию о своих правах и обязанностях, и лишь 16% – этот вопрос не интересует.
- В случае нарушения прав и обязанностей учащиеся обращаются за помощью в полицию – 48% от общего числа опрошенных, в прокуратуру – 6%, в органы опеки и попечительства – 16%, к родным – 6%, остальные 22% респондентов затруднились с ответом. При этом про Детский телефон доверия вспомнили лишь 2% несовершеннолетних.
- На вопрос о том, исполняют ли сами школьники свои обязанности, утвердительно ответило 72% несовершеннолетних, отрицательно – 24% подростков, а 4% – ответили, что не знают об этом.
- Знают о наличии в школе учебного предмета, где говорят о правах и обязанностях учащихся, 84% несовершеннолетних, при этом большинство из них уточняет, что это – обществознание, не знают о таком учебном предмете 16% респондентов.
- На вопрос о том, какое право хотел бы иметь именно ты, ответы несовершеннолетних разделились следующим образом:
- 12% никакого, так как имеют и так достаточно прав;
- 8% - делать то, что хочется;
- 10% - право на бесплатное обучение в колледжах;
- 12% - право на необязательную сдачу экзаменов или упрощение процедуры экзаменов;
- 8% - право на дополнительный отдых, досуг;
- 2% - право на личную неприкосновенность;
- 48% подростков – не ответили на данный вопрос.
Вывод-резюме: несовершеннолетние слабо ориентируются в законах, призванных охранять их права и обязанности, практически не имеют информации о том, куда и к кому можно и нужно обращаться в случае нарушении прав и свобод. При этом роль самих образовательных учреждений в правовом просвещении несовершеннолетних, по их собственному мнению, минимальна, а это значит, следует повышать уровень правового просвещения подростков в школах, организовывая для них различные правовые клубы, лектории, викторины, интерактивные игры и т.п.
_____________ Н.А.Смирнова,
педагог-психолог.