Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие временные или постоянные нарушения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для получения образования. Специальные условия - это условия, необходимые для получения детьми с ограниченными возможностями здоровья реабилитационных услуг, приспособления, технологии, способы, методы, программы, учебники, пособия и другие средства, обеспечивающие реализацию их конституционных прав и свобод.
Известный советский психолог Лев Семенович Выготский подчеркивал, что особенности личности аномально развивающегося ребенка во многом определяются его положением в семье. Одной из важнейших функций семьи является обеспечение взаимодействия личности и общества. Семья активно участвует в формировании ценностных ориентаций и поведения своих детей, является важным средством воспитания и сферой формирования духовно-нравственных основ подрастающего поколения. В семье совершается процесс становления личности ребенка, закладываются базисные основы, оттачиваются грани индивидуальности. Здесь ребенок включается в общественную жизнь, усваивает необходимые нормы поведения, способы мышления, язык.
Каждый ребенок, особенно ребенок с ОВЗ, нуждается в родительской любви. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, как и ребенок, не имеющий проблем со здоровьем, способен под влиянием воспитания успешно развиваться в психическом и личностном отношениях. С самого рождения каждый человек для своего нормального развития долгое время нуждается не только в уходе и удовлетворении своих физических потребностей (еда, тепло, безопасность), но и в общении с близкими, любящими его людьми. Через это общение происходит передача ценностей, которые делают нас людьми: способность сопереживать, любить, понимать себя и других людей, контролировать свои отрицательные импульсы и не наносить вреда себе и окружающим, добиваться поставленных целей, уважать свою и чужую жизнь.
Эти духовные ценности могут быть восприняты только в совместном переживании событий жизни взрослого и ребенка. Главными участниками воспитательного процесса выступают все члены семьи: мать и отец, бабушки и дедушки, братья и сестры. От их действий и отношения к ребенку зависит успешность его развития. Для нормального психического развития ребенку нужна любовь родителей, спокойная обстановка в семье, доброжелательное отношение. Только подлинная родительская любовь, огромное терпение, согласованность могут помочь добиться ребенку желаемых результатов.
Семья в жизни каждого человека играет огромную роль. Особенно важно осознание семьи для ребенка, личность которого еще только формируется. Для него семья — это самые близкие люди, принимающие его таким, какой он есть, независимо от социального статуса, состояния здоровья и индивидуальных особенностей. Это то место, где можно решить возникшие проблемы, получить помощь, понимание и сочувствие. Именно в семье ребенок усваивает те или иные навыки поведения, представления о себе и других, о мире в целом. Поэтому правильное, адекватное отношение семьи к проблемам ребенка, к его трудностям — это важные факторы реабилитации растущей личности ребенка с ОВЗ. Воспитательная тактика в семье по отношению к ребенку с ограниченными возможностями должна быть точно такой же, как и в воспитании здорового ребенка. Постоянное акцентирование внимания на его «особенностях» – реальный путь к формированию зависимой, неустойчивой, не целеустремленной личности, пассивно воспринимающей все жизненные обстоятельства и не способной преодолевать трудности.
Для семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, важными являются и такие функции, как коррекционно-развивающая, компенсирующая и реабилитационная, целью которых является восстановление психофизического и социального статуса ребенка. В семье, где воспитывается ребенок с ограниченными возможностями здоровья, должна быть создана особая обстановка. Это зависит прежде всего от самих родителей, от их установок, формирующихся в отношениях к нему других детей.
От отношения к ребенку близких людей зависит, какие чувства будут у него формироваться (чувство любви или же регрессивные реакции с тяжелой нервозностью, способствующие неприязни и эмоциональным взрывам). Нередко родителям недостает физических и моральных сил. Все они нуждаются в психологической помощи, потребности поделиться с другими своими сомнениями и трудностями. В связи с этим помощь семье со стороны специалистов, государства и общества является составной частью любой коррекционной программы. Специалисты и педагоги государственного бюджетного учреждения Калужской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга» всегда готовы помочь семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ.
Если ребенка в семье понимают, любят и принимают таким, какой он есть, то он обязательно будет расти уверенным в себе и счастливым человеком. Мы желаем успехов вам и вашим детям!
А если вам нужны помощь или консультация, вы можете обращаться к нашим специалистам по адресу: Дзержинский район, д. Жилетово, д.4а, позвонить по телефону – (48434) 4-29-68. Или написать письмо: srcn-raduga@mail.ru. Наш сайт:срц-радуга.рф
Наталия Смирнова,
педагог-психолог ГБУ КО СРЦН «Радуга».