Государственное бюджетное учреждение Калужской области «Социально-реабилитационный центр «Радуга» - Цифровая безопасность несовершеннолетних

Цифровая безопасность несовершеннолетних


Не видите этот документ? Нажмите здесь

Обеспечение цифровой безопасности детей

в ГБУ КО СРЦН «Радуга»

С 1 сентября 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью развитию», принятие которого является шагом к созданию благополучного нравственного окружения несовершеннолетних и который призван защитить детей от потока информации, которая может причинить вред их здоровью и воспитанию.

Общеизвестно, что в силу отсутствия жизненного опыта, неокрепшей психики, ребенок более других подвержен воздействию через компьютерные игры, мобильную связь, рекламу, и особенно, через всемирную паутину сети «Интернет»

436-ФЗ введено само понятие информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей. Это информация, содержащаяся в информационной продукции для детей, распространение которой среди детей запрещено или ограничено.

В соответствии со ст.5 вышеуказанного закона вся информация, способная причинить вред здоровью и развитию детей делится на два основных вида:

1. Информация, запрещенная к размещению. Это информация, вызывающая у детей страх, панику, а также оправдывающая насилие и противоправное поведение, в том числе информация, побуждающая к действиям, представляющим угрозу их жизни и здоровью, провоцирующая детей на суицид (ч.2 ст.5 Закона).

2. Информация, распространение которой ограничено возрастной категорией ее потребителей, которые сформированы по четырем возрастным категориям: не достигшие 6 лет, достигшие 6 лет, достигшие 12 лет, достигшие 16 лет. 

Дошкольникам разрешается просмотр видеопродукции, разрешенной детям, достигшим 12 лет, при условии нахождения рядом их родителей или иных законных представителей. При это воспитатель или социальный педагог всегда находится рядом с детьми. 

Информация о том, для какой возрастной категории рекомендован фильм, спектакль или другой продукт, размещена на афишах, рекламных объявлениях, входных билетах. Мы всегда четко и неукоснительно это отслеживаем. Не допускаем к просмотру телепередач, фильмов несовершеннолетних, не достигших возрастного ценза данного информационного продукта. 

Закон также вводит ограничения по времени демонстрации теле, видео продукции ограниченного оборота: с 4 часов до 23 часов и с 7 часов до 21 часа. Однако эти ограничения не распространяются на каналы, подключаемые на платной основе. Каждый родитель сам определяет, какая информация будет доступна его ребенку (ст.13 436-ФЗ). Учитывая то обстоятельство, что в данном случае именно специалисты Центра выступают на страже интересов детей, то и контроль за просмотром тех или иных каналов лежит целиком на администрации и специалистах нашего учреждения. 

Кроме этого, законом введены защитные барьеры к печатной продукции: первая и последняя страницы газет, журналов не должны содержать информацию, причиняющую вред здоровью ребенка.

Приучая наших несовершеннолетних к чтению, в том числе и газет, журналов, мы четко отслеживаем, какую именно печатную продукцию читают наши дети. 

Правила, которыми мы руководствуемся при использовании средств массовой информации. 

Оказываем помощь детям в выборе телепередач и следим за временем  нахождения у телевизора.

ВАЖНО!!!!! Общее время просмотра телепередач детьми до 7 лет не должно превышать 6-7 часов в неделю, детьми от 7 до 12 лет - 10 часов. Следим, чтобы ребенок не смотрел телевизор более получаса подряд.

Мы всегда общаемся со своими детьми на тему «Телевидение. Опасность. Дети».  Объясняем им, что существуют запретные телепередачи (учет возрастной маркировки, размещенной на экране), почему телевизор нельзя смотреть долго (вред для здоровья и др.).

Воспитатели и социальные педагоги нашего Центра стараются составить для каждого ребёнка собственную программу телепередач, учитывая его возрастные и личностные особенности. 

Мы объясняем и показываем разницу между отечественной и зарубежной телепродукцией.  В нашем учреждении создана собственная видеотеку с отечественными мультфильмами и детскими фильмами.

Мы анализируем вместе с детьми после просмотра телепередачи значимость программы, поведение героев или ведущих.

Ориентируем детей на выбор телегероя для подражания. Обсуждаем с детьми их поведение, основные черты характера.

Используя все эти правила, наши специалисты, таким образом, формируют у несовершеннолетних самостоятельный выбор позитивного телепросмотра. 

Основные правила,

используемые в работе с книгопечатной продукцией. 

Специалисты, непосредственно ежедневно работающие с несовершеннолетними нашего Центра, формируют в них читателя еще до школы. Сначала мы начинаем сами читать ребёнку книги, а затем подбираем такие, которые ребёнок сможет прочитать самостоятельно от начала и до конца. В конце прошлого года в нашем учреждении стартовала комплексная программа дошкольной подготовки несовершеннолетних «Лучики», в рамках которой и проходит обучение несовершеннолетних в возрасте от 3 до 7 лет чтению.

Обязательно анализируем вместе с детьми после прочтения книги или журнала  их значимость, поведение героев.

Стараемся выслушать каждого ребенка, стимулируем его стремление задавать вопросы, и, конечно же, отвечаем на них заинтересованно, не опасаясь признать своих сомнений и даже непонимания некоторых моментов.

Обязательно учим ребенка вести диалог. Это поможет поддерживать с ним контакт в течение всего периода пребывания у нас в Центре.

Обсуждаем с детьми различные случаи, прочитанные в книгах, газетах или журналах. Предлагаем им решить, как бы они поступили в той или иной ситуации, обсуждаем возможные и наиболее правильные варианты поведения.

Наши специалисты учат детей оценивать каждый свой поступок критически. Это поможет им преодолеть беспечность, которая может толкнуть их на поиски легких решений во взрослой жизни. 

Правила при работе детей

с компьютером и сетью Интернет. 

Мы всегда много разговариваем с детьми, для того чтобы знать, какие сайты они посещают, с кем общаются, что любят смотреть. Мы не разрешать несовершеннолетним пользоваться Интернетом свободно, как и когда им захочется.

С этой целью в нашем учреждении установлены правила для использования сети Интернет: четко определено время, которое дети могут проводить в Интернете, и сайты, которые они могут посещать.

Разрешая доступ несовершеннолетним к сети Интернет, мы всегда рекомендуем детям не распространять в ней личную информацию. Объясняем ребенку, что опасно разглашать сведения личного характера (номер телефона, домашний адрес, номер школы и др.), а также размещать свои фотографии.

Объясняем детям, что при общении в сети Интернет в чатах, форумах и других ресурсах, требующих регистрации, нельзя использовать реальное имя. Помогаем ему выбрать регистрационное имя (ник), не содержащее информации личного характера, а также вместо фотографии помогаем выбрать аватар.

Мы обязательно учим детей быть осторожными в Интернет-пространстве. Рассказываем несовершеннолетним о возможных опасностях сети Интернет и их возможных последствиях. наши дети в своем большинстве уже знают, что нельзя открывать подозрительные файлы и ссылки, как бы заманчиво они не выглядели. Постепенно мы приучаем наших детей спрашивать то, в чем они не уверен.

Объясняем детям, что никогда нельзя быть уверенным в том, кто с тобой общается в виртуальном пространстве. И, разумеется, мы не позволяем детям встречаться с новыми on-line знакомыми.

Объясняем каждому ребенку, что нельзя открывать файлы, полученные от неизвестных пользователей, так как они могут содержать вирусы или фото/видео с негативным содержанием.

На наших компьютерах установлены и правильно настроены антивирусные программы с целью несанкционированного воздействия с незнакомых сайтов.

Специалисты, работающие с несовершеннолетними, знакомы с содержанием интернет-ресурсов, которыми пользуются наши дети. Т.е., специалисты стараются идти в ногу со временем и не отставать от подрастающего поколения в плане цифровой грамотности. именно с этой целью, в учреждении проводятся интернет-ликбезы для всех специалистов Центра.

Мы стараемся знать об интернет-привычках наших детей и его друзей.

Обязательно просматриваем журнал посещений интернет-ресурсов на компьютере, чтобы узнать, какие сайты посещали наши несовершеннолетние.

Мы не отправляем детей в «свободное плавание» по Интернету, а активно участвуем в общении ребенка с Интернетом, особенно на этапе освоения. Для этого мы разработали и реализуем программу «Я с компьютером на «Ты», в ходе которой помогаем несовершеннолетним освоить азы компьютерной грамотности.

Обязательно беседуем с детьми о том, что нового для себя они узнают с помощью Интернета. 

Следим за тем, чтобы наши правила соответствовали возрасту и развитию наших детей. 

И в заключении хочу сказать, что в первую очередь при ознакомлении детей с Интернет-ресурсами и Интернет-пространством специалисты нашего Центра руководствуются рекомендациями педиатров:

  • до 7 лет врачи не рекомендуют допускать детей к компьютеру/Интернету;
  • 7-10 лет время за компьютером рекомендовано ограничить 30 мин. в день;
  • 10-12 лет до 1 часа за компьютером;
  • старше 12 лет - не более 1,5 часов с обязательными перерывами.

Мы всегда помним, что злоупотребление компьютером рискованно для физического здоровья и может вызвать у несовершеннолетних ухудшение зрения, гиподинамию, подверженность аллергиям и даже сердечнососудистые заболевания.

Благодарю за внимание! 

Наталия Смирнова, заместитель директора

по воспитательной и реабилитационной работе.

Фотогалерея